![]() |
#121 |
ВИП
![]() ![]() |
![]() Есть определённое подозрение, что это фейк, так как новости о выходе биографического фильма о Майке Тайсоне, который снимет Мартин Скорсезе, появляются аж с 2014 года. ![]() Хотя в 2021 году действительно был анонсирован проект: ограниченный сериал "Tyson" с Джейми Фоксом в главной роли, где Скорсезе и Антуан Фукуа выступали исполнительными продюсерами, а Фукуа должен был стать режиссером. Однако с тех пор проект не получил дальнейшего развития, и нет достоверных данных о его текущем статусе, кастинге Сэмюэля Л. Джексона на роль Дона Кинга или выходе в 2026 году. Но нарисовано смачно, конечно. Такое мы бы посмотрели ![]() ![]() ♪ 2Pac - The Warriors Way {Tyson Theme} ♪ ♪ Mike Tyson - Tupac 'Time Back' ♪ ♪ 2Pac - Rise Of A Champion (ft. DMX) 2024 ♪ ♪ Mike Tyson - Lose Yourself ♪ Cкрытый текст - |
![]() |
![]() |
#122 |
ВИП
![]() ![]() |
Как Хит Леджер превратился в Джокера и изменил супергеройское кино ![]() Когда Хит Леджер получил роль Джокера в «Тёмном рыцаре» 2008, новость встретили с недоверием. Он был известен по романтическим ролям и казался слишком «не тем». Но Кристофер Нолан видел больше — и не ошибся. В итоге Леджер создал одного из самых пугающих злодеев в истории кино. ![]() Подготовка актёра к роли была экстремальной и очень личной. Он на шесть недель закрылся в гостиничном номере в Лондоне, полностью изолировав себя от внешнего мира. Там он вёл дневник от имени Джокера: записывал тревожные мысли, рисовал пугающие картинки, экспериментировал с голосом и смехом. Среди записей — цитаты из «Заводного апельсина», фразы вроде «убийство — это искусство» и, как он сам писал, «мысли, которых не должно быть». ![]() Он пробовал десятки вариантов смеха — от карикатурного до болезненно хриплого — пока не нашёл «тот самый»: нервный, неуверенный, будто бы не до конца под контролем. На съёмочной площадке он не устраивал шоу и не «играл» Джокера за кадром — вопреки мифам. Он мог переключаться в персонажа перед дублем и выходить из него после. Однако, находясь в образе, он был полностью погружён: движения, мимика, паузы — всё было выверено до мелочей За эту роль он посмертно получил «Оскар». Его Джокер не просто антагонист — это хаос в чистом виде, антигерой новой эпохи, вырванной из привычной морали. После «Тёмного рыцаря» отношение к супергеройским фильмам изменилось: от зрелищного к психологическому, от простого конфликта добра и зла — к исследованию природы зла как такового. ♫ Joker ♫ |
![]() |
![]() |
#123 |
Зритель
![]() ![]() |
Дата недели
23.07.1965 - состоялась премьера фильм Леонида Гайдая "Операция "Ы" и другие приключения Шурика (60 лет). История в деталях # 128
факты, серьезные и не очень: то, что было на самом деле, и то, чего, возможно, не было Как снимали кинофильм "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (режиссер Леонид Гайдай) ![]() "Это фильм-антидепрессант, культурный феномен и просто очень смешное и доброе кино". 1) Леонид Гайдай На момент начала съёмок фильма (1964) режиссёру Леониду Гайдаю 41 год. Из всем известных фильмов уже сняты «Пёс Барбос и необычный кросс» (1961); «Самогонщики» (1961); «Деловые люди» (1962). ![]() 2) Сценарий В начале 1964 года Гайдай знакомится с двумя сценаристами: Морисом Слободским ("Весна", 1947) и Яковом Костюковским. Они предлагают режиссёру сценарий "Несерьезные истории", включающий в себя две киноновеллы про студента очкарика Владика Арькова. Гайдай заинтересовывается этим, и вся творческая троица существенно переделывает имеющиеся две киноновеллы добавляя к ним третью - Операцию Ы, в которой режиссер возвращает на экран уже знакомую зрителю троицу — Труса, Балбеса и Бывалого. Забавно, что Бывалого играл самый молодой актер из троих: Евгений Моргунов был на 6 лет моложе Никулина и на 10 лет моложе Вицина. ![]() 3) Машина О комедийном трио Бывалого, Балбеса и Труса нужно писать отдельный выпуск. А сегодня - об их машине, или вернее - о номере этой машины в этом фильме - ББТ 72-21. ![]() Три буквы ББТ расшифровываются без труда: это аббревиатуры кличек трёх героев - Бывалый, Балбес и Трус. А что означают цифры 75-21? В год выхода картины бутылка вина (0,75 л) стоила 2 рубля 10 копеек (21 рубль по "старым" дореформенным деньгам). Когда троица пошла на дело, номера сменили на «Д 1-01». Подобные номера использовали только дипломатические автомобили. Гайдаю это показалось забавным. Кстати, машина очень похожа на немецкий микроавтомобиль 1957 Messerschmitt KR200, к разработке которого приложил руку авиаконструктор Вилли Мессершмитт. ![]() В кадре Бывалый руками разворачивает машину на месте, но на самом деле авто поставили на скользкую поверхность — лёд, присыпанный снегом. 4) Шурик На роль "очкарика" проходили пробы многие известные нам актеры и люди, включая Евгения Петросяна. Художественный совет "Мосфильма" остановился на кандидатуре Валерия Носика (к тому времени уже женившемся и разведшемся с Лией Ахеджаковой). ![]() Но Гайдай сомневался. Он вспомнил актёра Александра Демьяненко (на момент начала съёмок 27 лет), с которым снимался в фильме «Ветер» (1959). И после личных переговоров актер согласился. Я как прочел сценарий «Операции «Ы», понял, что фильм обречен на успех. Ничего подобного в нашем кино тогда не было. Вспоминая о Демьяненко, дочь Леонида Гайдая (Оксана) охарактеризовала его как интраверта - человека, по жизни не соответствующего роли Шурика. Но это лишь значит, - продолжала она - что он хороший актер, с блеском выполнивший все задачи, поставленные перед ним режиссером. Изначальное имя персонажа Владик пришлось заменить, ибо цензура увидела в нем созвучие с именем ВладЛен (Владимир Ленин). Имя Шурик, похоже, появилось от имени Демьяненко. Не всё прошло спокойно и с именем напарника по стройке. Легендарный диалог «Шурик, вы комсомолец? — Да. — Это же не наш метод… Надо, Федя, надо!» едва не вырезали. Цензоры заподозрили в нем намек на Фиделя Кастро, которого в кремлевских кругах якобы звали «Федей». 5) Другие роли В новелле "Напарник" прорабом мог стать и Владимир Высоцкий, проходивший кинопробы. ![]() Но выбрали в итоге Пуговкина. У него вид "хитрый". Хотя изначально он мог стать и напарником Шурика по стройке, но фактура требовалась помощнее, да и вид на этот раз показался излишне бандитским. Ну а в фильме напарником стал Алексей Смирнов, которого Гайдай уже снимал в фильме «Деловые люди». Снялся в фильме и отвергнутый Валерий Носик: он сыграл эпизодическую роль студента на экзамене в новелле «Наваждение». Актер Владимир Раутбарт, сыгравший там же профессора, впоследствии озвучил в мультфильме старуху Шапокляк. В новелле "Операция "Ы" в роли девочки Лены снялась сестра актёра Андрея Градова (помните, актера из "Берегите женщин" и Тараскина из фильма "Место встречи изменить нельзя"?). ![]() 6) Лида Вопреки популярному мифу, будто новеллу едва не запретили из-за «откровенной» сцены с Лидой в купальнике, всё было ровно наоборот. Если к другим новеллам у худсовета были претензии, то «Наваждение» приняли «на ура». А художественный руководитель 2-го творческого объединения «Мосфильма» Иван Пырьев назвал ее «самой большой удачей картины» и «новой гранью таланта Гайдая». Существует красивая легенда, что Гайдай якобы снял альтернативный, грустный финал, где Шурик и Лида впоследствии не узнают друг друга в трамвае. Но это лишь миф. Вдоль маленьких домиков белых Акация душно цветет. Хорошая девочка Лида На улице Южной живет. Ее золотые косицы Затянуты, будто жгуты. По платью, по синему ситцу, Как в поле, мелькают цветы... Я.Смеляков, 1940 Говорят, что именно это стихотворение режиссёр фильма Леонид Гайдай читал в своё время на вступительном экзамене в институт. 7) Чересчур смелая заставка Юрий Никулин в интервью журналу "Искусство кино" рассказывал об идее заставки к фильму, которую не пропустили. Балбес пишет на заборе «ХУ…», подходит милиционер, но вместо того, чтобы его остановить, понимающе улыбается, а на заборе появляется продолжение надписи «… ДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ». 8) Формула В новелле «Наваждение» студенты пишут на двери и на полу вывод уравнения адиабаты. Сама по себе формула не имеет собственного названия, поэтому специалисты на полном серьезе зовут ее «Ы-формулой». ![]() 9) Композитор С фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» началась совместная работа Гайдая с Александром Зацепиным, тогда ещё малоизвестным композитором. В 2014 году твист из новеллы «Наваждение» прозвучал на открытии Олимпиады в Сочи. 10) Огласите весь список, пожалуйста Первый съемочный день фильма «Операция «Ы» датирован 27 июля 1964 года. В тот день на территории «Мосфильма» снимали эпизод «во дворе милиции» с участием массовки (она изображала тунеядцев-алкоголиков) и двух актеров: Смирнова (Верзила) и Владимира Басова (милиционер). Вопреки слухам, персонажа, произносившего фразу: «Огласите весь список, пожалуйста», сыграл не сам Гайдай, а непрофессиональный актёр, любитель сниматься в массовках, слесарь по профессии Олег Скворцов. Но с Гайдаем этот эпизод всё же связан. Даже дважды. Среди алкоголиков-тунеядцев Гайдая всё же разглядели. Предполагают, что именно он выходит во двор рядом с высоким человеком в строгом черном костюме. Ну и сама фраза. Леонид Гайдай был призван в армию в 1942 году и сначала служил в Монголии, где объезжал лошадей для фронта. Однажды в часть приехал военком для набора пополнения в действующую армию. На вопрос офицера: «Кто в артиллерию?», Гайдай ответил: «Я!» Так же он отвечал на другие вопросы: «Кто в кавалерию?», «Во флот?», «В разведку?», чем вызвал недовольство начальника. «Да подождите вы, Гайдай! — сказал военком. — Дайте огласить весь список». Гайдай адаптировал этот случай для новеллы «Напарник». Гайдай был очень внимателен к деталям. Посмотрите, насколько были колоритны алкоголики-тунеядцы в этой сцене. У одного из них (вспомните ли?) на груди в виде наколки изображен первый советский спутник (1957) и фраза "Хочу на Луну". Человечество (не он) доберётся до нее через 4 года после выхода фильма - в 1969 году. 11) Съёмка фильма Эпизоды на стройке режиссер снял в строящихся микрорайонах Москвы, на месте современной станции метро «Свиблово» (улица Седова). В 1960-х годах к Москве присоединили небольшие поселки, поля, деревни, где возводились 5-этажные и 8-этажные здания; там и трудились Шурик и его напарник-верзила Федя. Погода подводила. 3 октября Гайдай вместе с оператором и художником вылетели в Баку, чтобы выбрать места для натурных съемок. Однако и в столице Азербайджана погода оказалась не лучше. Тогда выбор пал на Одессу. Съемки в Одессе начались 21 октября. Но и там группу продолжал преследовать злой рок: назначенная на этот день съемка была отменена из-за внезапной болезни Демьяненко: простой длился до 25 октября. А когда съемки возобновились, то внезапно испортилась погода и объект «у дома Лиды» (Пролетарский бульвар, 22) пришлось снимать в несколько заходов. Знаменитый обед на стройке снимался тоже в Одессе. Исследователи обратили внимание, что вид пятиэтажек стал более простоватым, не облицован "столичной" керамической плиткой. Съемки в Одессе продолжались до 22 ноября. Затем группа вернулась в Москву – на «Мосфильме» снимали «квартиру Лиды» 12 декабря группа переезжает в Ленинград, где должна была сниматься третья новелла - "Операция "Ы". Сьемки складов проходили на Охте, во дворе домов 25/1 и 27/1 по Новочеркасскому проспекту. Однако и там погода не порадовала. 14 декабря к месту предстоящей съемки 10 самосвалов привезли снег, но он весь растаял еще до начала съемок. Было принято решение заменить снег подручными материалами – ватой, нафталином. Когда все было готово, то, чтобы «снег» не разнесло ветром, снимать начали... с конца. С эпизода, когда старушка «божий одуванчик» прибегает на склад и застает там четырех спящих мужиков: Шурика, Труса, Балбеса и Бывалого и мышку, которую принес дрессировщик Князев. Мышку больше всего ругали на худсовете и хотели вырезать ее из картины, но режиссер её отстоял. 12 января состоялось заседание худсовета 2-го объединения, на котором был просмотрен отснятый материал. Именно на этом заседании Иван Пырьев предложил поменять название фильма «Смешные истории» на «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика». Тем временем съемки фильма продолжались. 21 января в павильоне № 13 «Мосфильма» снимали «логово троицы»: это там Балбес поет песню «Постой, паровоз...», а Трус тренируется сначала на своих напарниках, а потом на фарфоровых кошках. До сих пор доподлинно неизвестно, кто написал знаменитую композицию «Постой, паровоз». Согласно одной из версий, её автором (1946) является вор-рецидивист Николай Ивановский, которому тёмное прошлое не помешало стать членом Союза писателей, Союза кинематографистов и поработать на «Ленфильме». Цензура блатную песню пропускать сначала не хотела, но Гайдай отстоял её, убрав один куплет, который, по словам сценариста Якова Костюковского звучал приблизительно так: Пусть гадом я буду Я пилку достану Решетку я ей перепилю Пускай луна светит своим коварным светом Но я из тюряги убегу Ну а кошек в начале новеллы Балбес продавал на московском Тишинском рынке. В 1990-х рынок снесли. Сейчас на его месте крупный торговый центр. Кстати, в нескольких фильмах, вышедших после "Операции Ы", можно увидеть, кто купил у Балбеса этих кошек. Смотрите - они в доме у "невесты" в фильме «Не может быть!» (1975), в доме банщика Ивана Кашкина в фильме "Ты - мне, я - тебе" (1977), в доме главных героев в фильме в фильме "Любовь и голуби" (1984). Это именно те кошки, а не похожие. Потому что их единственный выпуск (30 штук) был выполнен именно для фильма "Операция Ы". ![]() 1 февраля в павильоне № 8 начали снимать эпизоды «ограбление склада». Вспоминает Юрий Никулин: «Для эпизода «Бой на рапирах» пригласили преподавателя фехтования, который учил нас драться на рапирах. После нескольких занятий мы сражались как заправские спортсмены. Но бой Леониду Гайдаю не понравился. Он посмотрел со скучающим видом и сказал: – Деретесь вы хорошо, но все это скучно, а должно быть смешно. У нас же комедия». Тогда-то Гайдай и придумал эпизод, как Шурик протыкает Балбеса шпагой, у того появляется кровь, которая потом оказывается вином из спрятанной за пазухой бутылки. 12) Худсовет 25 февраля состоялся худсовет, на котором обсуждалась третья новелла фильма. Художественный руководитель 2-го творческого объединения «Мосфильма» Иван Пырьев: «В комедии главное – четкость и тактичность в поведении. Но иногда этой тактичности исполнения и не хватает. Вот Моргунов. Он не смешон, а часто неприятен. То же самое случается и с Вициным. Его манера поведения была прекрасной в «Псе Барбосе», здесь же многое кажется фальшивым. Нельзя все время работать на одной и той же краске... В этом отношении прекрасен Никулин. В каждой сцене он оригинален, но и всегда разный...» На следующем худсовете, после просмотра всей картины Пырьев потребовал «кончать снимать Моргунова и Пуговкина. Они не интересны и надоели...». После чего другая инстанция – сценарно-редакционная коллегия – потребовала от Гайдая вырезать ряд эпизодов, в частности, когда «негр» Верзила гоняется за Шуриком. Но Гайдай оставил все как есть. Чуть позже ему это припомнили, когда присваивали категорию фильму. 2 июля комиссия по определению группы отнесла «Операцию «Ы» ко 2-й категории. 8 июля 1965 года генеральный директор «Мосфильма» В. Сурин и художественный руководитель 2го творческого объединения И. Пырьев пишут письмо председателю Государственного комитета СМ СССР по кинематографии А. Романову, в котором заявляют, что фильм Леонида Гайдая заслуживает самой высокой оценки. Цитата из письма: «В данном случае, как нам кажется, принцип объективности и беспристрастности был нарушен в первую очередь потому, что за пренебрежительной оценкой фильма «Операция «Ы» кроется пренебрежительное отношение к комедии вообще и эксцентриаде в особенности. Ни многочисленные призывы печати, ни настойчивые пожелания зрителей, просящих, требующих новых и хороших кинокомедий, не могут опровергнуть все еще бытующего убеждения, что комическое в искусстве, комическое в кино есть жанр несерьезный и низкий...». Это письмо возымело-таки действие – фильму дали 1-ю категорию. 13) Институты В честь 75-летия со дня рождения Александра Демьяненко, в мае 2012 года в Краснодаре перед зданием Политехнического университета был открыт памятник Шурику и Лиде. Памятник Шурику и Лиде есть и в Москве, у входа в здание Московского экономического института в Текстильщиках. В 2015 году во дворе Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина открыли памятник студентам, воплотивший Шурика и Лиду, читающих на скамейке. В 2012 году в Тольятти на ступенях главного корпуса ТГУ была установлена скульптура «Студент, спешащий на занятия», прототипом был Шурик из фильма Леонида Гайдая. Ну а в фильме в «роли» Политехнического института, где учатся Шурик и Лида, снялся Институт элементоорганических соединений (на улице Вавилова) - научное, а не учебное заведение, изюминкой которого является изящное крыльцо. Забавно, что этот институт носит имя А.Н.Несмеянова. Во время горячей гонки за конспектом Шурик заглядывает в каменную книгу памятника студента у МГУ. А удобное для изучения конспектов развесистое дерево снято ("судя по всему , как пишут исследователи) в Ялте. 12) Напрасные слова Операция "Ы": - Вы должны были привлечь её внимание простым естественным вопросом. А вы что спросили? - «Как пройти в библиотеку?» - В три часа ночи?! Идиот! Однако, не все так просто. Приглядитесь ко времени работы библиотеки в новелле "Наваждение" - с 3 ночи до 6 вечера! ![]() 14) Сиквел Возможно, не все это вспомнят, но фильм, который мы называем "Кавказская пленница", имеет полное название "Кавказская пленница", или Новые приключения Шурика». 15) Достижения Зрители встретили фильм восторженно. Свидетельством тому рекордное за всю историю советского кинематографа (на тот момент) число зрителей, посмотревших картину, – 69 миллионов 600 тысяч. Это было неожиданно: для лент, выходящих в прокат в 1965 году, успех прогнозировали чехословацкой комедии «Лимонадный Джо». До конца существования СССР фильм "Операция "Ы" так и остался в первой десятке (6-е место), пропустив вперед еще два замечательных гайдаевских фильма "Бриллиантовую руку" (1969) и "Кавказскую пленницу" (1967), поставленных по сценарию все тех же Якова Костюковского и Мориса Слободского. Но о них рассказ впереди. |
![]() |
![]() |
#124 |
ВИП
![]() ![]() |
![]() Мама легендарного актёра и продюсера Кирка Дугласа и, между прочим, бабушка Майкла Дугласа — родилась далеко от Голливуда. Брайна Даниелович (в девичестве Демски) была родом из белорусской деревушки Чаусы, что в Могилёвской губернии Российской империи. Простая еврейская девушка из бедной семьи, она, наверное, и не мечтала о звёздах. Но одна из них станет её сыном. Юной Брайну сосватали за Гершеля, продавца лошадей. После помолвки он уехал в Америку и через год выслал ей деньги на билет в "страну возможностей". Времена были другие и до 1924 года визы не требовались, потому почти каждого, кто добирался до американского берега, впускали в страну. Так началась её долгая, тяжёлая, но героическая история. В Америке Гершель оказался совсем не героем. Брайна родила ему семерых детей, шестерых дочерей и, наконец, одного мальчика Иссура Демски (будущего Кирка Дугласа). Но муж оказался холодным, равнодушным и жестоким. Он никогда не звал жену по имени только сухое «Эй, ты!». В России он торговал лошадьми, а в Америке стал тряпичником — скупщиком ненужных вещей. А что зарабатывал, то пропивал с друзьями, не заботясь о голодных детях. Брайна спасала семью, как могла. Доходило до того , что она отправляла детей к кошерному мяснику и те просили обрезки и кости, из которых она варила суп. Иногда еда была, иногда — нет. «Когда был хороший день — мы ели яичницу на воде. Когда плохой — не ели вовсе», — вспоминал Кирк. Брайна не умела ни читать, ни писать, но подняла всех семерых детей на ноги. И дожила до того момента, когда её единственный сын стал мировой кинозвездой. Свою первую киностудию Кирк Дуглас назвал в её честь матери — Bryna Productions. И когда в 1958 году на экраны вышел фильм «Викинги», он взял мать за руку и привёл на Таймс-сквер... а там, среди огней, плакатов и неоновых вывесок, висела афиша: "Bryna Presents: The Vikings" Мать заплакала увидев свое имя на афише и заплакала не от горя, а от счастья. Она, та, которая когда-то варила суп из костей, вдруг увидела своё имя в центре Нью-Йорка, как у продюсера большого голливудского кино. Брайна прожила долгую жизнь и умерла в 1978 году, в возрасте 94 лет. В последние минуты рядом был её любимый сын, он держал её за руку, как когда-то она держала его в детстве, когда у них не было ничего — кроме друг друга. Её последние слова были простыми, как и вся её жизнь: «Изя, сынок, не бойся. Это случается со всеми». Cкрытый текст - |
![]() |
![]() |
#125 |
ВИП
![]() ![]() |
Daniel Day-Lewis is back ![]() Одержимость ролями Дэй-Льюиса давно стала легендой. В «Нефти» он сыграл нефтяного магната Дэниела Плейнвью — и исчез в этом персонаже до неузнаваемости. Подготовку к роли актёр начал с полного погружения в исторический контекст: он изучал технику бурения, жил в палатке без удобств и месяцами оттачивал речь персонажа. Голос Дэйниела Плейнвью он разработал, вдохновившись записями Джона Хьюстона — режиссёра классического Голливуда, чей хриплый авторитетный тон идеально подходил для алчного нефтяника. В течение всей съёмки актёр не выходил из образа, даже в свободное время, разговаривал с коллегами голосом героя и требовал обращаться к нему только как к Плейнвью. Партнёру по съёмкам Полу Дано (игравшему проповедника Илая) приходилось взаимодействовать с абсолютно неузнаваемым Дэй-Льюисом. В знаменитой сцене с пощёчинами напряжение между ними достигло настоящего накала — Дэй-Льюис действовал импульсивно и почти не делал дублировок. Сам Пол Томас Андерсон признавался, что у него было ощущение, будто он снимает документальный фильм, а не художественный. За роль в «Нефти» Дэй-Льюис получил второй «Оскар» и вписал своё имя в историю актёрского метода — как человек, готовый сжечь всё личное ради правды на экране. Его Плейнвью — чудовище, которому веришь. THERE WILL BE BLOOD Clip - "Milkshake" (2007) Daniel Day-Lewis (кликабельно) Cкрытый текст - Сюрпрайс: ![]() Cкрытый текст - |
![]() |
![]() |
#126 |
Зритель
![]() ![]() |
Дата недели
13.10.1975 - состоялась премьера фильма Георгия Данелия «Афоня» (50 лет) Истории в деталях # 134
"Афоня" ![]() 1) Сюжет Главный герой фильма Афанасий «Афоня» Борщев (Леонид Куравлев), человек с добрым сердцем и открытой душой, работал слесарем-сантехником в ЖЭКе. В корыстных целях он вынуждает жильцов оплачивать свои услуги сверх тарифа. Полученные «магарычи» Борщев пропивает вместе со своим дружком-собутыльником Федулом (Борислав Брондуков), грузчиком из соседнего гастронома. Если б тебе предложили планету с любой жизнью, ты б с какой выбрал? - Да где пиво бесплатное. Но не всё крутится вокруг алкоголя. У Афони случается встреча с добродушным и любящим пофилософствовать штукатуром Колей (Евгений Леонов), встреча с Катей Снегиревой (Евгения Симонова), тайно влюбленной в Борщева, но не производящей на него никакого впечатления, и встреча с Еленой (Нина Маслова), покорившей сердце сантехника, ради которой он обманул безобидного старичка-астронома, забрав у него дефицитную финскую мойку. Но сердце оказалось разбито. Афоня впал в тоску. И решает уехать в свою родную деревню. От себя-то убежать можно, а вот от милиции не убежишь! 2) Автор сценария Автором сценария фильма был выпускник сценарного факультета ВГИКа Александр Бородянский. История «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭК-2» была его дипломной работой и получила приз на всесоюзном конкурсе сценариев о рабочем классе. Позднее по сценариям Александра Бородянского будут поставлены такие картины как «Мы из джаза» (1983), «Зимний вечер в Гаграх» (1985), «Курьер» (1976), «Город Зеро» (1988), «Дежа вю» (1989) и другие хорошо нам знакомые фильмы. В "Афоне", кстати, он сыграл небольшую эпизодическую роль. Сценарий писал на родине в Воркуте и там увидел, как мужики сначала сырое яйцо разбивают, желток плюхают в пиво, а затем пьют. Этот процесс описал в сценарии. Данелия решил, что, раз мне известны такие тонкости, значит, я большой знаток этого напитка, был уверен, что я пиво всегда обожал, а на самом деле до «Афони» я его на дух не переносил. Пиво на съемках было постоянно. Однажды я получил телеграмму: «Срочно приезжай на съемки!» Приехал. Снимали сцену в бане, где Афоня знакомится с Колей (Леоновым), и для этой сцены к пиву был куплен мешок воблы - тогда это был огромный дефицит! А меня пригласили как главного специалиста в этом деле. В результате за время съемок я так полюбил пиво, что действительно стал знаменитым пиволюбом!» 3) Режиссер Фильм "Афоня" стал для Георгия Данелии девятым как режиссера. За двенадцать лет до этого был снят фильм "Я шагаю по Москве", через два года будет снят фильм "Мимино". Сценарий Бородянского захотели экранизировать сразу два режиссёра — Леонид Осыка и Георгий Данелия. Бородянский не очень хотел отдавать сценарий Данелии — он дружил с Осыкой, ему нравилось, что на главную роль режиссёр хочет взять Борислава Брондукова, а с Данелией Бородянский был мало знаком, но знал, что его предыдущий фильм «Совсем пропащий» был признан неудачным и получил вторую категорию (с пониженными, читай, зарплатами). Однако в Госкино настояли на передаче сценария Георгию Данелии. ![]() 4) Главная роль На заглавную роль изначально планировалось пригласить Владимира Высоцкого. Предполагалось присутствие в фильме сцены, где он будет играть на гитаре. Актер был в восторге от сценария. Однако до кинопроб дело не дошло: И Данелия, и сценарист Александр Бородянский решили, что Высоцкий будет выглядеть мощным и драматичным в этой роли, а они стремились к комедийному подходу. Ещё одним кандидатом был польский актер Даниэль Ольбрыхский. Но время польских актеров в главной роли наших любимых комедий придет через год, а не сейчас. Похожим на Афоню казался актер Георгий Бурков, но в паре с актрисой Евгенией Симоновой, исполняющей роль Кати, он не создавал должного впечатления. У Николая Караченцова не понравились зубы. Их посчитали не слишком презентабельными для роли сантехника, способного покорить сердце Кати. В итоге был выбран Леонид Куравлев, замечательно сыгравший эту роль. После шукшинского «Живет такой парень» (1964, Паша Колокольников по прозвищу «Пирамидон») он был невероятно популярен. Хотя сам актёр считал себя глубоким драматическим актёром, и переживал, что внезапно стал популярен среди рабочей аудитории и любителей выпить. «Есть в Куравлеве какой-то секрет. Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. А этого мы и добивались. Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели». ![]() 5) Алкоголь Леонид Куравлев несмотря на то, что в фильме играл пьяницу, во время работы над «Афоней» не притрагивался к спиртному, не поддаваясь на предложения многочисленных поклонников, дежуривших у гостиницы, где расположились актеры. Да и в фильме сам процесс распития алкоголя в основном оставался за кадром. 6) Евгения Симонова Все сцены с актрисой Евгенией Симоновой, которая играла роль медсестры Кати, сняли всего за три съёмочных дня. Евгения Симонова в то время уже подписала договор на съёмки в другой картине и всё лето должна была сниматься в Башкирии в фильме «Пропавшая экспедиция. ![]() 7) Савелий Крамаров Хоть в фильме и были заняты очень популярные актеры - Евгений Леонов, Леонид Куравлев, - самым бронебойным успехом пользовался все же Крамаров. На рынок посылали только Савелия - продавцы задаривали его продуктами, но относились к нему, как к дурачку: раз играет их в кино, значит, и в жизни такой. Крамарова это задевало, но он терпел: с продуктами в магазинах было туго... Савелий Крамаров сыграл друга детства Афанасия по прозвищу Егоза. В одной из сцен Крамаров не справился с управлением трактора и врезался в бетонный столб. К счастью, ни он, ни Куравлев не пострадали в результате инцидента. Вот только Крамаров наотрез отказался садиться за руль после неудачного дубля, поэтому Куравлев взял на себя ответственность за этот эпизод, усевшись за руль трактора. В итоге сняли с первого раза. ![]() 8) Борислав Брондуков Одежду для героя Борислава Брондукова Федула режиссёр фильма подобрал у себя на даче — это были его старые вещи, уже отслужившие свой срок и надетые на огородное пугало. В этом костюме Брондуков был настолько «в образе», что швейцар ярославского ресторана, где шли съёмки, не хотел пускать актёра на съёмочную площадку и грозился вызвать милицию. Зато местные выпивохи принимали его за своего. ![]() 9) Музыка «Афоня» – первый фильм, в котором приняла участие популярная рок-группа «Машина времени»: в клубе на танцах в исполнении коллектива звучит композиция «Солнечный остров (Ты или я»)». Группа тогда входила в список «не рекомендуемых к использованию на дискотеках и массовых мероприятиях». В роли музыкантов в фильме снялись участники другого ансамбля – «Аракс», чья песня «Мемуары» также присутствует в эпизоде. "Машинисты" тем не менее гонорар получили и немалый - 500 рублей. Купили магнитофон «Грюндиг», который служил им долгие годы. В картине можно услышать также популярные советские ВИА начала 1970-х годов: «Самоцветы», «Веселые ребята», «Цветы». 10) Съёмки Большая часть съёмок проходила в Ярославле и области летом 1974 года. В кадр попали многие узнаваемые места города. 11) Лошадь Из воспоминаний Данелии. В Ярославле снимали вид из окна во время сцены “Афоня просыпается в комнате Кати”. Снимать надо было в пять утра. По задумке там, за окном, должны были возвращаться со свадьбы молодожены. Но в половине пятого выяснилось, что свадебное платье невесты забыли в Москве. Я уже хотел снимать просто пейзаж, но тут оператор Сергей Вронский показал мне на лошадь, которая тащила телегу с бочкой. — Пусть эта телега проедет, — сказал он. Сняли лошадь. Первой на этот кадр обратила внимание жена художника Левана Шенгелия Рита. — Как ты это потрясающе придумал, — сказала она мне после просмотра на “Мосфильме”. — Как это точно! — Что точно? — осторожно спросил я. — Лошадь! Он делает предложение — а потом лошадь. Вот и Катя, как эта несчастная лошадь, будет тащить груз омерзительного, пьяного хамства и нищеты всю жизнь! Ведь так? Я скромно кивнул. Через год “Афоню” показывали в Лос-Анджелесе в большом кинотеатре. Рядом со мной сидел классик американского и мирового кино, тбилисский армянин Рубен Мамулян. Когда на экране появилась лошадь с бочкой, раздались аплодисменты. После просмотра я его спросил: — Рубен, а почему аплодировали, когда появилась лошадь? Он усмехнулся: — Не думай, что американцы такие тупые, как пишут ваши газеты. Что тут понимать? Он спрашивает: “Ты замуж за меня пойдешь?” И сразу — лошадь с повозкой. Замужем за ним она и будет, как эта лошадь. Я угадал? И я опять не стал уточнять. Кому интересны лишние подробности?" 11) Бюст Когда снимали эпизод на танцах, в котором Афоня знакомится с девушкой с пышным бюстом, актрисе Татьяне Распутиной, чтобы увеличить грудь, решили подложить манную крупу. От увиденного результата на съёмочной площадке долго не могли успокоиться, а сцена на танцах стала одной из самых запоминающихся сцен советских комедий! ![]() Потом Татьяна станцует у Данелии ещё раз, но уже с Рубиком и Валико в комедии «Мимино». 12) Загадочная фамилия в титрах В титрах фильма среди актёров, снявшихся в эпизодах, указано имя Р. Хобуа. Рене Хобуа — грузинский строитель, с которым Данелия встретился в гостинице во время написания сценария фильма «Не горюй!» (1969). Вместе с Резо Габриадзе режиссёр пытался «испытать» на нём сценарий фильма, параллельно с этим водя по застольям у знакомых. Хобуа покорно выслушивал их, пока не выяснилось, что он плохо знает русский язык (сценарий писался на русском языке), но из вежливости не упоминал об этом и просто хвалил всё, что написали Габриадзе и Данелия. Габриадзе предложил вставить имя Хобуа в титры фильма и тем самым отблагодарить строителя. С тех пор Данелия в знак благодарности стал ставить имя Рене Хобуа в титры всех своих последующих фильмов в разделе "в эпизодах", хотя ни в одном из них тот не снимался 13) Крылатые фразы Чувствуйте себя, как дома! - Да не забывайте, что в гостях! (Борщев). Спасибо на хлеб не намажешь (Борщев). Или вот, например, фраза, которая популярна в деревнях, где народ был простой и пьющий. После каждого показа "Афони" в местном клубе одна половина деревни кричала второй "Афоня, рупь гони!" 14) Письма зрителей Из книги Данелия «Тостуемый пьет до дна»: Афоня в исполнении Куравлева получился настолько обаятельным, что на «Мосфильм» пришло немало возмущенных писем от жен пьющих мужей. Особенно запомнилось одно, в нем дама из Омска спрашивала: «Товарищ режиссер, а вы сами когда-нибудь спали с пьяным сантехником?» В ответном письме я сознался, что не спал. Ни с пьяным, ни с трезвым... 15) Успех Фильм стал лидером советского проката 1975 года - 62,2 млн. зрителей - пятнадцатое место за всю историю советского кинематографа. В 1976 году «Афоню» отобрали для показа на кинофоруме в Лос-Анджелесе Из воспоминаний Данелии: "… когда я показывал фильм «Афоня» в Америке, то на пресс-конференции после просмотра меня спросили, собираюсь ли я возвращаться в СССР. Я сказал, что да. «Не стоит — вас там непременно посадят. Вы сняли антисоветский фильм». Возвращался я с опаской. А дома узнал, что «Афоне» дали высшую категорию. (Максимальная денежная выплата постановочных.)" Потом была ретроспектива моих фильмов на фестивале в Сан-Ремо. После «Афони» на сцену вылез какой-то тип, сказал, что в первый раз видит живого диссидента, и стал жать мне руку. А зал дружно аплодировал. Вернулся из Сан-Ремо — «Афоню» выдвинули на Государственную премию…" 16) Памятные места В 2000-е годы в самом центре Ярославля, где проходили съёмки фильма, открылась копия «той самой пивной». Это не просто своеобразный памятник фильму, это ещё и самое настоящее заведение формата советской «стекляшки», максимально передающее атмосферу того времени. В мае 2010 года рядом с ней была открыта скульптурная композиция, включающая изображения штукатура Коли и сантехника Афони, а также кота, который, сидя на крыше, глазеет на героев. Слева от «стекляшки» – дверь, стилизованная под типичный российский ЖЭК 1970-х. Надпись на двери гласит о том, что это вовсе не вход в помещение заведения, а вход «в тот самый» ЖЭК, где работал Афанасий. Утверждается, что установке скульптуры предшествовал опрос, в результате которого Афоня был выбран киноперсонажем, способным служить олицетворением ярославца. В образе сантехника Афони, по мнению горожан, наиболее ярко воплощены присущие им качества – ловкость, хитрость, ирония, сочетающиеся с добротой и широтой души. ![]() |
![]() |