Дата недели
13.10.1975 - состоялась премьера фильма Георгия Данелия «Афоня» (50 лет)
Истории в деталях # 134
"Афоня"
1) Сюжет
Главный герой фильма Афанасий «Афоня» Борщев (Леонид Куравлев),
человек с добрым сердцем и открытой душой, работал слесарем-сантехником в ЖЭКе.
В корыстных целях он вынуждает жильцов оплачивать свои услуги сверх тарифа.
Полученные «магарычи» Борщев пропивает вместе со своим дружком-собутыльником
Федулом (Борислав Брондуков), грузчиком из соседнего гастронома.
Если б тебе предложили планету с любой жизнью, ты б с какой выбрал?
- Да где пиво бесплатное.
Но не всё крутится вокруг алкоголя.
У Афони случается встреча с добродушным и любящим пофилософствовать штукатуром Колей (Евгений Леонов),
встреча с Катей Снегиревой (Евгения Симонова), тайно влюбленной в Борщева,
но не производящей на него никакого впечатления,
и встреча с Еленой (Нина Маслова), покорившей сердце сантехника,
ради которой он обманул безобидного старичка-астронома, забрав у него дефицитную финскую мойку.
Но сердце оказалось разбито. Афоня впал в тоску.
И решает уехать в свою родную деревню.
От себя-то убежать можно, а вот от милиции не убежишь!
2) Автор сценария
Автором сценария фильма был выпускник сценарного факультета ВГИКа Александр Бородянский.
История «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭК-2» была его дипломной работой
и получила приз на всесоюзном конкурсе сценариев о рабочем классе.
Позднее по сценариям Александра Бородянского будут поставлены такие картины как
«Мы из джаза» (1983), «Зимний вечер в Гаграх» (1985), «Курьер» (1976),
«Город Зеро» (1988), «Дежа вю» (1989) и другие хорошо нам знакомые фильмы.
В "Афоне", кстати, он сыграл небольшую эпизодическую роль.
Сценарий писал на родине в Воркуте и там увидел, как мужики сначала сырое яйцо разбивают,
желток плюхают в пиво, а затем пьют. Этот процесс описал в сценарии.
Данелия решил, что, раз мне известны такие тонкости, значит, я большой знаток этого напитка,
был уверен, что я пиво всегда обожал, а на самом деле до «Афони» я его на дух не переносил.
Пиво на съемках было постоянно.
Однажды я получил телеграмму: «Срочно приезжай на съемки!» Приехал.
Снимали сцену в бане, где Афоня знакомится с Колей (Леоновым),
и для этой сцены к пиву был куплен мешок воблы - тогда это был огромный дефицит!
А меня пригласили как главного специалиста в этом деле.
В результате за время съемок я так полюбил пиво, что действительно стал знаменитым пиволюбом!»
3) Режиссер
Фильм "Афоня" стал для Георгия Данелии девятым как режиссера.
За двенадцать лет до этого был снят фильм "Я шагаю по Москве",
через два года будет снят фильм "Мимино".
Сценарий Бородянского захотели экранизировать сразу два режиссёра — Леонид Осыка и Георгий Данелия.
Бородянский не очень хотел отдавать сценарий Данелии — он дружил с Осыкой,
ему нравилось, что на главную роль режиссёр хочет взять Борислава Брондукова,
а с Данелией Бородянский был мало знаком, но знал, что его предыдущий фильм «Совсем пропащий»
был признан неудачным и получил вторую категорию (с пониженными, читай, зарплатами).
Однако в Госкино настояли на передаче сценария Георгию Данелии.
4) Главная роль
На заглавную роль изначально планировалось пригласить Владимира Высоцкого.
Предполагалось присутствие в фильме сцены, где он будет играть на гитаре.
Актер был в восторге от сценария. Однако до кинопроб дело не дошло:
И Данелия, и сценарист Александр Бородянский решили, что Высоцкий будет выглядеть
мощным и драматичным в этой роли, а они стремились к комедийному подходу.
Ещё одним кандидатом был польский актер Даниэль Ольбрыхский.
Но время польских актеров в главной роли наших любимых комедий придет через год, а не сейчас.
Похожим на Афоню казался актер Георгий Бурков, но в паре с актрисой Евгенией Симоновой,
исполняющей роль Кати, он не создавал должного впечатления.
У Николая Караченцова не понравились зубы.
Их посчитали не слишком презентабельными для роли сантехника, способного покорить сердце Кати.
В итоге был выбран Леонид Куравлев, замечательно сыгравший эту роль.
После шукшинского «Живет такой парень» (1964, Паша Колокольников по прозвищу «Пирамидон») он был невероятно популярен.
Хотя сам актёр считал себя глубоким драматическим актёром, и переживал,
что внезапно стал популярен среди рабочей аудитории и любителей выпить.
«Есть в Куравлеве какой-то секрет. Афоне в его исполнении прощают то,
чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого.
А этого мы и добивались. Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели».
5) Алкоголь
Леонид Куравлев несмотря на то, что в фильме играл пьяницу,
во время работы над «Афоней» не притрагивался к спиртному,
не поддаваясь на предложения многочисленных поклонников, дежуривших у гостиницы, где расположились актеры.
Да и в фильме сам процесс распития алкоголя в основном оставался за кадром.
6) Евгения Симонова
Все сцены с актрисой Евгенией Симоновой, которая играла роль медсестры Кати,
сняли всего за три съёмочных дня.
Евгения Симонова в то время уже подписала договор на съёмки в другой картине
и всё лето должна была сниматься в Башкирии в фильме «Пропавшая экспедиция.
7) Савелий Крамаров
Хоть в фильме и были заняты очень популярные актеры -
Евгений Леонов, Леонид Куравлев, - самым бронебойным успехом пользовался все же Крамаров.
На рынок посылали только Савелия - продавцы задаривали его продуктами,
но относились к нему, как к дурачку: раз играет их в кино, значит, и в жизни такой.
Крамарова это задевало, но он терпел: с продуктами в магазинах было туго...
Савелий Крамаров сыграл друга детства Афанасия по прозвищу Егоза.
В одной из сцен Крамаров не справился с управлением трактора и врезался в бетонный столб.
К счастью, ни он, ни Куравлев не пострадали в результате инцидента.
Вот только Крамаров наотрез отказался садиться за руль после неудачного дубля,
поэтому Куравлев взял на себя ответственность за этот эпизод, усевшись за руль трактора. В итоге сняли с первого раза.
8) Борислав Брондуков
Одежду для героя Борислава Брондукова Федула режиссёр фильма подобрал у себя на даче —
это были его старые вещи, уже отслужившие свой срок и надетые на огородное пугало.
В этом костюме Брондуков был настолько «в образе», что швейцар ярославского ресторана,
где шли съёмки, не хотел пускать актёра на съёмочную площадку и грозился вызвать милицию.
Зато местные выпивохи принимали его за своего.
9) Музыка
«Афоня» – первый фильм, в котором приняла участие популярная рок-группа «Машина времени»:
в клубе на танцах в исполнении коллектива звучит композиция «Солнечный остров (Ты или я»)».
Группа тогда входила в список «не рекомендуемых к использованию на дискотеках и массовых мероприятиях».
В роли музыкантов в фильме снялись участники другого ансамбля – «Аракс»,
чья песня «Мемуары» также присутствует в эпизоде.
"Машинисты" тем не менее гонорар получили и немалый - 500 рублей.
Купили магнитофон «Грюндиг», который служил им долгие годы.
В картине можно услышать также популярные советские ВИА начала 1970-х годов: «Самоцветы», «Веселые ребята», «Цветы».
10) Съёмки
Большая часть съёмок проходила в Ярославле и области летом 1974 года.
В кадр попали многие узнаваемые места города.
11) Лошадь
Из воспоминаний Данелии.
В Ярославле снимали вид из окна во время сцены “Афоня просыпается в комнате Кати”.
Снимать надо было в пять утра. По задумке там, за окном, должны были возвращаться со свадьбы молодожены.
Но в половине пятого выяснилось, что свадебное платье невесты забыли в Москве.
Я уже хотел снимать просто пейзаж, но тут оператор Сергей Вронский показал мне на лошадь, которая тащила телегу с бочкой.
— Пусть эта телега проедет, — сказал он.
Сняли лошадь.
Первой на этот кадр обратила внимание жена художника Левана Шенгелия Рита.
— Как ты это потрясающе придумал, — сказала она мне после просмотра на “Мосфильме”. — Как это точно!
— Что точно? — осторожно спросил я.
— Лошадь! Он делает предложение — а потом лошадь. Вот и Катя, как эта несчастная лошадь,
будет тащить груз омерзительного, пьяного хамства и нищеты всю жизнь! Ведь так?
Я скромно кивнул.
Через год “Афоню” показывали в Лос-Анджелесе в большом кинотеатре.
Рядом со мной сидел классик американского и мирового кино, тбилисский армянин Рубен Мамулян.
Когда на экране появилась лошадь с бочкой, раздались аплодисменты. После просмотра я его спросил:
— Рубен, а почему аплодировали, когда появилась лошадь?
Он усмехнулся:
— Не думай, что американцы такие тупые, как пишут ваши газеты. Что тут понимать?
Он спрашивает: “Ты замуж за меня пойдешь?” И сразу — лошадь с повозкой.
Замужем за ним она и будет, как эта лошадь. Я угадал?
И я опять не стал уточнять. Кому интересны лишние подробности?"
11) Бюст
Когда снимали эпизод на танцах, в котором Афоня знакомится с девушкой с пышным бюстом,
актрисе Татьяне Распутиной, чтобы увеличить грудь, решили подложить манную крупу.
От увиденного результата на съёмочной площадке долго не могли успокоиться,
а сцена на танцах стала одной из самых запоминающихся сцен советских комедий!
Потом Татьяна станцует у Данелии ещё раз, но уже с Рубиком и Валико в комедии «Мимино».
12) Загадочная фамилия в титрах
В титрах фильма среди актёров, снявшихся в эпизодах, указано имя Р. Хобуа.
Рене Хобуа — грузинский строитель, с которым Данелия встретился в гостинице во время написания сценария фильма «Не горюй!» (1969).
Вместе с Резо Габриадзе режиссёр пытался «испытать» на нём сценарий фильма,
параллельно с этим водя по застольям у знакомых.
Хобуа покорно выслушивал их, пока не выяснилось, что он плохо знает русский язык (сценарий писался на русском языке),
но из вежливости не упоминал об этом и просто хвалил всё, что написали Габриадзе и Данелия.
Габриадзе предложил вставить имя Хобуа в титры фильма и тем самым отблагодарить строителя.
С тех пор Данелия в знак благодарности стал ставить имя Рене Хобуа в титры
всех своих последующих фильмов в разделе "в эпизодах", хотя ни в одном из них тот не снимался
13) Крылатые фразы
Чувствуйте себя, как дома! - Да не забывайте, что в гостях! (Борщев).
Спасибо на хлеб не намажешь (Борщев).
Или вот, например, фраза, которая популярна в деревнях, где народ был простой и пьющий.
После каждого показа "Афони" в местном клубе одна половина деревни кричала второй "Афоня, рупь гони!"
14) Письма зрителей
Из книги Данелия «Тостуемый пьет до дна»:
Афоня в исполнении Куравлева получился настолько обаятельным,
что на «Мосфильм» пришло немало возмущенных писем от жен пьющих мужей.
Особенно запомнилось одно, в нем дама из Омска спрашивала:
«Товарищ режиссер, а вы сами когда-нибудь спали с пьяным сантехником?»
В ответном письме я сознался, что не спал. Ни с пьяным, ни с трезвым...
15) Успех
Фильм стал лидером советского проката 1975 года - 62,2 млн. зрителей -
пятнадцатое место за всю историю советского кинематографа.
В 1976 году «Афоню» отобрали для показа на кинофоруме в Лос-Анджелесе
Из воспоминаний Данелии:
"… когда я показывал фильм «Афоня» в Америке,
то на пресс-конференции после просмотра меня спросили, собираюсь ли я возвращаться в СССР.
Я сказал, что да. «Не стоит — вас там непременно посадят. Вы сняли антисоветский фильм».
Возвращался я с опаской. А дома узнал, что «Афоне» дали высшую категорию. (Максимальная денежная выплата постановочных.)"
Потом была ретроспектива моих фильмов на фестивале в Сан-Ремо.
После «Афони» на сцену вылез какой-то тип, сказал, что в первый раз видит живого диссидента, и стал жать мне руку.
А зал дружно аплодировал. Вернулся из Сан-Ремо — «Афоню» выдвинули на Государственную премию…"
16) Памятные места
В 2000-е годы в самом центре Ярославля, где проходили съёмки фильма, открылась копия «той самой пивной».
Это не просто своеобразный памятник фильму, это ещё и самое настоящее заведение
формата советской «стекляшки», максимально передающее атмосферу того времени.
В мае 2010 года рядом с ней была открыта скульптурная композиция,
включающая изображения штукатура Коли и сантехника Афони, а также кота, который, сидя на крыше, глазеет на героев.
Слева от «стекляшки» – дверь, стилизованная под типичный российский ЖЭК 1970-х.
Надпись на двери гласит о том, что это вовсе не вход в помещение заведения,
а вход «в тот самый» ЖЭК, где работал Афанасий.
Утверждается, что установке скульптуры предшествовал опрос,
в результате которого Афоня был выбран киноперсонажем, способным служить олицетворением ярославца.
В образе сантехника Афони, по мнению горожан, наиболее ярко воплощены присущие им качества –
ловкость, хитрость, ирония, сочетающиеся с добротой и широтой души.
