Тем резче контраст между ожиданием обнаружить здесь нечто грандиозное, внешне подобное блистающему золотом храму Христа Спасителя.
Итак, последний поворот под каменную арку, и вот перед нами открывается мощеный плитами неприметный глухой двор. Он упирается в высокий прямоугольник серой не
оштукатуренной стены, выложенной из шероховатых известняковых блоков - фасад знаменитого храма. Последний не имеет сторон, в привычном понимании, является лишь продолжением теснящих строений - колоколен, ветхих жилых домов. Поэтому снаружи составить представление о скрытом внутри сооружения огромном пространстве - невозможно.
Две крутые каменные арки. Под каждой из них вход. Но один замурован камнями, а другой, с тяжелыми деревянными дверями каждое утро открывает и вечером запирает дружелюбный палестинец-мусульманин. Этот человек - старший сын в той иерусалимской семье, что XII веке получила от знаменитого султана Саладина - победителя крестоносцев - ключи к величайшей христианской святыне. Уже тогда представители разных конфессий отчаянно боролись за лучшее место в храме, причем особенно по ночам. К храму стекались толпы верующих с факелами в руках, которые шумом и криками пытались выяснять отношения друг с другом. Чтобы положить конец распрям, со времен Саладина и до наших дней, священников, живущих в храме каждую ночь запирают на ключ. Так оно спокойнее. В 1852 году шесть конфессий - православные, католики, сирийцы, армяне, копты и эфиопы наконец поделили между собой каждый сантиметр храма, подписав под нажимом турецкого султана договор, и с тех пор соблюдают статус-кво.
Однако разделив "жилплощать", конкурирующие за доминирование в храме Воскресения конфессии, забыли о такой хрупкой материи, как воздух. Прекратившись в вещественной форме, соперничество перешло в сферу звука. Во время служб идущих в разных частях церкви, католики включают во всю мощь магнитофонную запись ревущего готического органа. Чтобы их было слышно, православные батюшки начинают петь еще громче, отчего храм наполняется невообразимой какофонией. В этой "акустической войне" техническое преимущество на стороне латинян, поскольку греки поют только "живьем". Так что "бои" идут с переменным успехом.
Иерусалимская Православная Церковь по праву считается Матерью всех христианских Церквей. И это неудивительно, ведь именно в Иерусалиме произошли великие события, ставшие центром человеческой истории: страдания, распятие, смерть и воскресение Богочеловека Иисуса Христа. Первым епископом Иерусалимской Церкви стал святой апостол Иаков, брат Господень; в Иерусалиме же принял насильственную смерть за Христа и первый христианский мученик - святой архидиакон Стефан. В Святом Граде произошли и такие великие события, как обретение Честного и Животворящего Креста Господня святой императрицей Еленой. Вообще византийский период, когда могучая империя утверждала христианство в самых удаленных уголках мира, по праву может считаться золотым веком и для Иерусалимской Церкви. В это время она дала таких столпов и поборников истины как св. Кирилл Иерусалимский, св. Иларион, св. Евфимий, св. Савва Освященный, преп. Феодосий и многих других. Другая главнейшая заслуга Иерусалимской Церкви перед Вселенским Православием заключается в сохранении святынь Палестины для паломников.
Кое-кто, особенно среди многочисленной арабской паствы, недоволен "чрезмерным" влиянием греков. Но именно мирные греческие батюшки, а не звенящие мечами и латами рыцари-"франки" стали лучшими защитниками христианства в Святой Земле. Во многом благодаря тому, что они все времена были ловкими дипломатами. Еще при османах, правивших Палестиной больше 400 лет - с шестнадцатого по двадцатый век, Иерусалимский Патриархат смог выговорить себе определенные преимущества, о которых "неверные" в других мусульманских регионах и мечтать не могли. Греческое духовенство, возглавляемое константинопольским патриархом, имело давние связи с султанским двором, и это дало результат. Турецкие власти долгое время вообще склонны были рассматривать православных в качестве единственных представителей всех христианских общин города.
Воспользовавшись этим обстоятельством, Иерусалимский Патриархат установил свой контроль над большинством здешних христианских святынь. Лишь относительно недавно католический Запад смог вернуть себе влияние, утраченное с провалом крестовых походов. В целом, между двумя конфессиями сейчас сохраняется равновесие, зарегистрированное в специальном соглашении от 1855 года и обеспечивающее равный доступ к святыням верующих всех конфессий.
В наши дни Иерусалимская Православная Церковь, юрисдикция которой простирается на территорию Израиля, Иордании и Палестинской автономии, насчитывает около 100 000 верующих, в основном арабов. В то же время все иерархи этой поместной Церкви греки, что нередко является причиной трений. Между тем обижаться на это едва ли стоит, ведь другие православные национальные церкви, представленные в Израиле - русская и румынская, - также относятся к местному греческому православному патриархату и подчиняются его юрисдикции.
Да-да, Русская духовная миссия, немало сделавшая для укрепления православия в этих местах, и та во всем вынуждена слушать греков. Такое положение вещей сложилось еще при Османской империи, законы которой в поныне в Израиле в религиозных вопросах считаются непререкаемыми. Как говорится - без комментариев.
Из-за "подвигов" рыцарей-крестоносцев, многие века латиняне считались персонами "нон грата" в Святой земле. Лишь начиная с XVIII-XIX веков начинается новое укрепление позиций католической Церкви, представленной в Иерусалиме монашеским орденом францисканцев. Братьев этого ордена, облаченных в коричневые рясы с неизменным капюшоном на голове и четками в руках сейчас здесь можно встретить повсюду. Между православными и орденом св. Франциска в Святой Земле идет острейшая конкуренция. Так, когда я захотел купить своему ребенку в иерусалимской сувенирной лавке футболку с красивым красным крестом на золотом фоне, то наша православная монахиня - гид немедленно дала мне суровую отповедь: "Вы что, это же францискацев - положите!". Доходы от продажи сувениров русским пилигримам должны идти на укрепление только православных устоев в Святой Земле.
С XIX века в Иерусалиме также усилилась миссионерская деятельность различных протестантских организаций. Наиболее активной в этой области стала возникшая в 1841 году англиканская община. Так как миссионерская деятельность среди мусульман под страхом смертной казни была запрещена турецким законодательством, миссионеры сосредоточили свое внимание на еврейской общине, что принесло известные плоды. Но все равно и среди евреев большинство христиан сейчас принадлежат к традиционным конфессиям - православной (в основном за счет выходцев из России и СНГ) и католической. Среди израильтян, правда, по официальной статистике христиан ничтожно мало - всего около 2 % населения. Но миссионеры говорят, что на самом деле из страха потерять работу или испортить отношения с друзьями, родственниками, многие скрывают свою принадлежность к христианству. В действительности-де приверженцев Иисуса в Израиле как минимум втрое больше. Что касается издревле присутствующих здесь, но малочисленных общин: грузинской, эфиопской, коптской и яковитской, - то их влияние не выходит за стены Старого города, и они постепенно вытесняются на периферию религиозной жизни.

Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня — храм в христианском квартале Старого города Иерусалима. Согласно преданию, восходящему по крайней мере к четвёртому веку, стоит на том месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос. Основные права владения и пользования святынями храма принадлежат греческому православному Иерусалимскому патриархату, Иерусалимскому патриархату Армянской апостольской церкви и католическому ордену францисканцев.

Главный вход.
Храмовый комплекс состоит из нескольких построек, которые, по предположениям ученых, были возведены на месте казни, погребения и воскрешения Иисуса. Храм располагается в старой части города, в Христианском квартале. Уже с IV века н.э. он стал местом массового паломничества верующих. Сегодня комплекс - штаб-квартира православной церкви Иерусалима, которая базируется здесь в административных зданиях. Одновременно с этим, Храмом Гроба Господня управляют сразу несколько христианских конфессий по сложной схеме, установленной много веков назад. Также, именно здесь каждый год проходит обряд схождения Благодатного Огня, телевизионная трансляция которого ведется по всему миру и имеет огромное значение для всех верующих.

Это место, на котором расположены постройки, пользовалось особым почитанием еще во времена ранних христиан, первых массовых последователей учения Иисуса. Не забыли о святыне даже в тяжелые для Иерусалима дни, когда город был практически полностью уничтожен римской армией. Тогда храмовых построек здесь не было. Но уже в 135 году император Адриан приказал возвести на этой территории святилище, посвященное Юпитеру и Венере.
Культовые постройки существовали до того времени, пока византийский император Константин, к которому перешла власть над этими местами, не сделал христианство государственной религией.
Его мать, правившая наравне с сыном, в уже достаточно преклонном возрасте приняла религиозное учение и отправилась в #паломничество к Святой Земле.
Cчитается, что главным толчком для этого стал сон Елены, в котором Бог велел ей совершить поездку в Иерусалим и вывести на всеобщее обозрение святые места, покрытые нечестивыми постройками.
По преданию, Елена нашла сразу 3 креста. Чтобы определить настоящий, она поочередно прикладывала их к гробу с недавно умершим человеком, которого готовились хоронить. Когда она прикоснулась к покойнику настоящим распятием, произошло чудо воскрешения. В дальнейшем, когда Иерусалим периодически переходил к мусульманским захватчикам, храм не пострадал. А вот землетрясения в 1545 и 1927 годах, пожар 1808 года нанесли серьезный урон всем постройкам, которые в XX веке были дополнительно укреплены стальными конструкциями, а также украшены новыми фресками. Именно в таком виде можно увидеть Храм Гроба Господня сегодня.
Мозаичное панно на стене за камнем помазания.
Евангельские события — Снятие с Креста, Помазание миром и Положение во Гроб — изображены на мозаичном панно на стене за камнем помазания. Мозаика выполнена по благословению Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Диодора в 1990 году архитектором Власисом Цоцонисом.

Камень миропомазания.
Согласно Священному Преданию, на этот камень положили тело Христа после снятия его с креста, и именно здесь Иосиф Аримафейский и Никодим подготовили к погребению тело, совершили помазание миром и алоэ. Затем отсюда тело Христа отнесли и положили его в гроб.
Подлинный камень скрыт плитой из бледно-розового мрамора, предохраняющей его от повреждения, размером в 2,7 м в длину, 1,3 м в ширину и толщиной в 30 см. На боковых сторонах вырезан греческий текст тропаря святому Иосифу Аримафейскому:
«Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи.
Над камнем помазания горит 8 неугасимых лампад, по числу представленных в Храме христианских конфессий: православных, католиков, армян, маронитов, коптов, сирийцев, эфиопов и грузин. Слева от камня помазания на каменном полу сделан мраморный круг — место, на котором стояла Богородица, когда помазывали тело Христа. Направо находится вход на Голгофу.»
На мраморной доске, расположенной рядом, по-гречески написан евангельский текст:
«После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.(Ин. 19:38-42)».

Считается, что камень помазания мироточит, поэтому паломники, посещающие храм, прикасаются к камню и кладут на него нательные крестики, иконы, свечи, собирают платками благодатное миро, исцеляющее от недугов.

8 неугасимых лампад.
Готический стиль господствует снаружи и внутри храма Воскресения - это поработали крестоносцы. За полтора века, что европейские рыцари владели Святым городом, они оставили видимые до сих пор следы своего присутствия. Именно они построили в Старом городе большинство храмов и значительно перестроили уже имевшиеся в тех местах, что связаны с библейскими событиями. Однако под латинским панцирем храма бьется жаркое православное сердце.
Мозаичное панно.
Коптская часовня.
Атмосфера в церкви казалась мрачной, воздух наполнен запахом горячего воска и ладана.
Стены, особенно на уровне пояса, где их касались руки миллионов паломников, покрывал толстый слой грязи.

Купол ротонды над Кувуклией.
Кувуклия (8,3х5,9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2,07х1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4х3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе).
В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах – овальные оконца для передачи Святого Огня в Великую субботу (северное – для православных, южное – для армян). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес»..
Кувуклия. Часовня над Гробом.
Снятие с Креста.
Место распятия Христа.

Спуск с Голгофы.
Место распятия Иисуса Христа.
Коридор Храма. Армянская часть.
Подземная церковь святой Елены ныне принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой - у эфиопов. Храм имеет 2 престола: северый алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, – царице святой Елене и ее современнику святому Григорию Просветителю.
Согласно армянскому преданию, когда святитель Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, он был удостоен схождения Cвятого Огня. Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII века. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой с сюжетами из истории Армении. Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным святой Елене, где царица сидела во время раскопок. В окне горят 3 неугасимые лампады.
Разделение Риз.
Часовня Адама.
Колонна Бичевания.
Крыша Храма.

Deir Es-Sultan – монастырь Коптской православной церкви на крыше Храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) в Иерусалиме.
Монастырь был основан во времена Иерусалимского королевства крестоносцами в 1187 году коптскими православными христианами, которые веками проживали в Иерусалиме.
Право собственности на монастырь является источником спора между Коптской православной церковью и Эфиопской православной церковью, причем обе стороны ссылаются на давние исторические претензии на эту собственность. Дейр-эс-Султан — одно из нескольких святых мест в этом районе, право собственности на которые оспаривается между различными христианскими конфессиями.
Нынешний спор возник в апреле 1970 года, когда верующие-эфиопы в монастыре воспользовались отсутствием верующих-коптов из-за пасхальных обрядов, чтобы установить замок на лестнице, ведущей вниз, и поменять замки.
Часовня Святой Елены. 9 место (Место третьего падения Христа) до храма Гроба Господня.
Александровское подворье находится в Иерусалиме рядом с храмом Гроба Господня. Здание, построенное в конце XIX века, было оформлено на дом Романовых.
После революции 1917 года начался спор за право собственности. К 2000-м годам здание Александровского подворья оказалось под управлением так называемого Православного палестинского общества (ППО), которое объявило себя преемником дореволюционного ИППО. Российское ИППО совместно с российскими властями много лет добивается возвращения Александровского подворья. На Александровском подворье в Иерусалиме расположенна церковь Александра Невского.
Центр Дэвидсона, Иерусалимский археологический парк, расположен недалеко от западной и южной стен Старого города Иерусалима.
Этот парк предлагает уникальный взгляд на историю этого города через археологические находки. Находится рядом со Стеной Плача.