Зритель
 
Форумчанин
Регистрация: 23.03.2011
Сообщения: 1,007
Репутация:  2203 
|
Иерусалим: история за каждым камнем. История, у которой нет конца. Часть 2.
Cкрытый текст -
«Площадь Яслей» (Krippenplatz) в Вифлееме.

Базилика Рождества Христова.
Вифлеем (араб. «Дом плоти», ивр. «Дом хлеба) расположен в южных пригородах Иерусалима, в гористой местности. Все названия означают «обилие, богатство, плодородие». Город находится под военным и гражданским контролем Палестинской национальной администрации (зона А), столица палестинской провинции Вифлеем, историческая область Иудея, центр паломничества и туризма. Население — 29 тыс. человек (2017).
Поселение впервые основано в 14 веке до н. э., когда им владели хананеи (первоначальные жители земли, поселившиеся прежде израильтян). В Вифлееме, согласно ветхозаветной первой книге Царств, родился и был помазан на царство царь Давид, поэтому он также именуется городом Давида. Согласно Евангелию, Вифлеем является местом рождения Иисуса Христа, поэтому почитается христианами как второй по святости после Иерусалима.
Во II веке город был разрушен императором Адрианом. Его возрождению способствовала императрица Елена, мать Константина Великого, повелевшая в 327 году построить большой храм Рождества Христова. В 529 году храм был повреждён самаритянами, ограбившими его в ходе восстания, но позже был отстроен императором Юстинианом I.
В 637 году Вифлеем был завоёван мусульманами, правление которых продолжалось до завоевания его крестоносцами в 1099 году, заменившими местное православное духовенство латинским. В середине XIII века мамлюки разрушили стены города, которые в начале XVI века были отстроены османами.
После Первой мировой войны власть в Вифлееме перешла от османов к британцам. В 1948 году, в ходе арабо-израильской войны, город был занят Трансиорданией, а позднее, в ходе Шестидневной войны (1967) — Израилем. С 1995 года Вифлеем полностью управляется Палестинской национальной администрацией. Преимущественно мусульманский Вифлеем остается домом для значительной части палестинской христианской общины.
Экономика города развивается главным образом за счёт туризма, особенно в рождественский сезон, когда христиане по многовековой традиции совершают паломничество к Святому Вертепу. В Вифлееме расположено много отелей и ремесленных мастерских.
В отличие от других христианских святынь Ближнего Востока, время, природа и люди бережно отнеслись к храму Рождества Христова.
Базилика Рождества Христова.
Внешне храм Рождества Христова – это суровое здание, сложенное из сероватых грубых брусков природного камня. О конфессиональной принадлежности памятника свидетельствуют только скромная белая колокольня над армянским монастырем и небольшие кресты на крыше здания.
Над стеной возвышается Иерусалимский Крест или Крест крестоносцев - представляет собой пять золотых крестов на серебряном фоне. Считается, что крест был взят в качестве герба норманнским завоевателем Годфридом Бульонским.
После освобождения Иерусалима от власти мусульман (1099, Первый крестовый поход) Годфрид Бульонский, став правителем Иерусалима, по его словам, «не мог принять золотой венец там, где Христос принял венец терновый», отказался от королевского достоинства и принял титул «Хранитель и Защитник Гроба Господня». Однако в реальности изображённый крест — это «Крест Иерусалима» («Иерусалимский Крест»). «Крест крестоносцев» — это чаще всего красный (алый) равносторонний или же с более длинной вертикальной частью и более короткой поперечной) прямой крест на белом или любом ином фоне, который был отличительным знаком участника Крестовых походов.

Готфрид Бульонский, фреска Giacomo Jaquerio, 1418—1430 годов. Один из предводителей Первого крестового похода 1096—1099 на Восток, после захвата Иерусалима был провозглашён правителем Иерусалимского королевства (с 1099), вместо королевского титула принял титул барона и «Защитника Гроба Господня» (лат. Advocatus Sancti Sepulchri).
Есть мнение, что именно от таких «нашивок крестоносцев», которые носили и которыми гордились воины, вернувшиеся с Востока, идёт традиция европейских наградных орденов, многие из которых также имеют форму крестов.
Модифицированный крест красного цвета является символом ордена Гроба Господня, а также иных духовных и военно-монашеских орденов, в частности Ордена Храма Соломонова (тамплиеров).
Крест крестоносцев (или иерусалимский крест) часто используется на покрывалах на алтаре. Большой крест — символ Христа, четыре маленьких — символ 4-х Апостолов, авторов четырёх Евангелий, распространяющих учение на все четыре стороны света. Иерусалимский крест также использовался в качестве герба Киликийской Армении и флага Армянского Хаченского княжества, а с 2004 года иерусалимский крест изображён на флаге Грузии.
Пять крестов, соединённых в один символ, могут символизировать раны Христа, которые он получил во время Распятия.
Также Иерусалимский Крест может символизировать обретённые в Св. Земле (Палестине и сопредельных странах) христианские реликвии — 4 гвоздя, которыми было прибито Тело Христа и сам Крест Распятия (по крайней мере, именно такое значение вкладывалось в Иерусалимский Крест в период до Крестовых походов).

«Врата смирения» — основной (западный) вход в базилику (обычному человеку можно войти только склонив голову).

Базилика Рождества Христова. Место рождения Иисуса Христа.
«Христос мог тысячу раз рождаться в Вифлееме, но если он не родился в твоей душе, ты все равно погиб».
(Ангелиус Силезский, средневековый поэт и мистик.)
Базилика Рождества Христова— христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли. Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был заложен в 320-х годах по указанию императора Константина Великого. Он упоминается уже в 333 году, а его освящение состоялось 31 мая 339 года, и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Современная базилика VI века — это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с до мусульманского периода.

Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 320-х годов. Согласно Евсевию Кесарийскому,
« …воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы.»
Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории. Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV века) в записках о паломничестве в Святую землю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».
Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания в Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—1936 годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня. В современном здании от неё лучше всего сохранились полы.
Напольная мозаика византийской эпохи.
Мозаика на северной стене базилики.
Колонны и мозаики вдоль южной стены базилики.
Мозаики в северном и южном трансепте сохранились более фрагментарно. В северном трансепте можно увидеть «Уверение апостола Фомы» и «Вознесение Господне», в южном — «Вход Господень в Иерусалим». В алтаре сохранились лишь небольшие фрагменты мозаик — геометрический орнамент на северной стороне и две надписи (на латинском и греческом языках) — на южной.

Центральный иконостас.
Храм находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римской католической церкви. Еще в XII-XIII века христианские церкви разделили между собой храм Рождества Христова. Главный алтарь, устроенный над местом рождения младенца Иисуса, принадлежит православной грекам; маленькая часовенка «придел Яслей», построенная на месте, где лежал Иисус сразу после рождения – католикам, а армяне обустроили свой алтарь у северного выхода из храма.
Лампады вокруг Звезды Рождества также принадлежат разным течениям христианства. В пристройках к храму православная, армянская и католические церкви содержат свои монашеские общины. С юго-западной стороны к храму примыкает армянский монастырь Святой Троицы, а с юго-восточной – православный греческий монастырь Георгия Победоносца. Через небольшую боковую дверь из храма можно попасть во внутренний дворик францисканского монастыря святого Иеронима и церкви Святой Екатерины, главного католического прихода в Вифлееме.
Напротив входа — богатый иконостас центрального греческого храма. Современное внутреннее убранство храма Рождества Христова оформилось со второй половины XIX века. Справа от входа в храм – баптистерий, купальня, в которой крестят младенцев.



Вифлеемская икона Божией Матери.

Находится на стене перед спуском в пещеру Рождества. Считается единственной иконой с улыбающейся Богоматерью. Она обрела чудесную силу волей Божией благодаря молитвам многочисленных паломников, устремляющихся к ней из разных уголков мира, и конечно, близости к той самой пещере, где появился на этот свет Иисус Христос! К сожалению, точных сведений о ее происхождении и пути в священный Вифлеем не сохранилось. Согласно историческим хроникам, именно образом Божией Матери Путеводительницы князь Владимир некогда крестил Русь. К этому иконографическому типу относится и множество других наиболее почитаемых икон, например, Тихвинская, Казанская, Смоленская и другие.
Его история началась значительно позже (предположительно в XVIII столетии), причем, скорее всего, в России. Во всяком случае, особенности письма указывают именно на русскую школу иконописи того периода – реалистичную, но сходную как с народными лубками, так и парадными портретами высокопоставленных персон того времени.
Существует версия, что Вифлеемский образ Божией Матери изначально хранился в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Однако в начале XIX столетия там случился страшный пожар, и часть святынь была перенесена в Вифлеемский Рождественский храм. Икона Пресвятой Богородицы там и осталась.
Образ Пресвятой Богородицы – один из самых любимых и почитаемых в православном христианстве, а улыбающейся – стократно. Вифлеемский образ буквально увешан драгоценными подношениями от благодарных паломников. Так они благодарят святыню за явленные чудеса, преимущественно – за исцеления от различных недугов. Помимо многочисленных исцелений, за этой иконой числится и немало иных чудес. В частности, в 1927 году тяжелая лампада, висящая перед иконой, начала сильно раскачиваться. Таким образом святыня предупреждала верующих о грядущем страшном землетрясении. А в наши дни Иисус на этой иконе иногда плачет – слезы стекают по образу сами собой.
Текст молитвы к Вифлеемской иконе на русском языке:
«Пою молитву и радуюсь о благодати Твоей, Владычица, и умоляю Тебя: просвети ум мой Твоей благодатью. Наставь меня идти путем Христовых заповедей. Бодрствовать в молитве научи и укрепи, отгоняя от меня сон уныния. Меня, связанного сетями грехопадений, Твоими молитвами избавь от плена, о Невеста Самого Бога! Ночью и днем сохраняй меня, Матерь Божия, избавляя меня от нападающих врагов видимых и невидимых. Родившая Бога, Подателя Жизни, оживи меня, убитого страстями и пороками. Невечерний Свет – Христа миру Показавшая, просвети мою ослепшую душу. О дивная палата Владыки Бога, сделай меня домом Духа Божьего. Родившая врача, исцели мои многолетние пороки. Носимого по волнам бурей жизни, направь меня на путь покаяния. Избавь меня от вечного огня, и адского червя, и бездн адских. Да не останусь я там на радость бесам, повинный во многих грехах. Сделай меня новым и чистым человеком, хоть и обветшал я из-за грехов моих и не чувствую их. Проведи меня стороной от всех мук и моли обо мне Владыку Господа. Даруй мне получить небесное веселье со всеми святыми. Пресвятая Дева, услышь голос согрешившего много раба Твоего! Подай мне реки слез, чтобы очистился я от многих грехов моих! Стоны сердца моего приношу Тебе все время – так будь усердной в молитвах Твоих к Богу, о Владычица! Молитву мою прими и принеси мои просьбы к Благому Богу. Ты выше всех Ангелов – сделай меня выше слияния с миром и его стремлениями. О Покров Небесный, несущий только Свет, направь ко мне благодать духовную. Руки поднимаю к Тебе в молитве и хвалю Тебя, хоть и голос мой грехами осквернился, Непорочная Дева. От греховных и разрушающих душу гадостей избавь меня, молясь обо мне ко Христу, Которому воздают все люди славу, честь и поклонение вечно. Аминь.»

Одной из наиболее выразительных особенностей базилики являются её знаменитые колонны. Большинство из колонн в верхней своей части сохранили древние росписи. Галерея святых, представленная в храме, является одной из наиболее полных в истории византийской живописи того времени. Датированные надписи, сохранившиеся на двух колоннах (1130 и 1169 года) показывают, что они создавались в эпоху крестоносцев. Живопись по стилю чисто византийская, большинство имен написаны как по-гречески, так и по-латыни. Порядок изображений не обнаруживает какого-либо богословского замысла. Возможно, эти изображения были заказаны паломниками.

Пещера Рождества, продолговатая, неглубокая (12 х 4 метра) является подземным храмом базилики, построенной еще византийской императрицей Еленой и завершенной в 6 веке императором Юстинианом. Этот храм в Палестине единственный, не претерпевший разрушений на протяжении всех 14 столетий, и лишь внешность его изменилась, приобретя вид крепости (замка).
Под возвышением пола перед алтарём находится пещера Рождества (святой Вертеп). Правое крыло храма с правым спуском в Вертеп принадлежит православным; налево расположены алтари армян и сирийцев. Св. Вертеп освещен лишь лампадами.
Вход в пещеру Рождества (Вертеп Рождества), в которой, согласно христианскому преданию, родился Иисус Христос от Девы Марии. Это величайшая христианская святыня.


Православный престол над местом Рождества в пещере. Место, где, по древнему христианскому преданию, родился Иисус Христос.

Место Рождества Христова.
В Римской империи, в которую входила Иудея, решили переписать подданных, чтобы знать точное количество налогоплательщиков. Каждый житель Иудеи должен был явиться и зарегистрироваться в том месте, откуда он родом. Поэтому старцу Иосифу, бедному потомку царя Давида, и беременной (от непорочного зачатия) Деве Марии, принадлежавшей к тому же роду по отцу своему, ничего не оставалось делать, как направиться из Назарета в город Давидов, именуемый Вифлеемом.
Когда поздно вечером Иосиф с Марией прибыли в Вифлеем, то мест для ночлега не оказалось. В библейские времена вокруг простирались пастбища, где пастухи пасли овец и коз. Чтобы укрыться от дождя и зноя они вырубали в скалах пещеры, в которые загоняли стада в плохую погоду. В одной из таких пещер, в так называемом «вертепе», и нашло приют, в ночь под Рождество, Святое семейство.
И вот настало время Богородице родить младенца Иисуса, она спеленала его и положила в «ясли» на сено. Первой колыбелью для новорожденного Иисуса стала кормушка для скота (ясли).
Серебряная звезда в пещере Рождества.
В пещере, куда ведут мраморные ступени, место, где Мария родила сына, отмечено 14-конечной серебряной звездой, вмонтированной в мраморный пол. Символ Рождественской звезды был впервые установлен еще византийской императрицей Еленой.
Предполагаемое место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в мраморную плиту на полу. Она имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии. 1717». Над этой звездой в полукруглой нише висят 15 лампад, из которых шесть принадлежат православным, пять армянам и четыре католикам. За этими лампадами полукругом на стене ниши размещены небольшие православные иконы. Ещё две небольшие стеклянные лампады стоят на полу сразу за звездой у стены. Направо от Звезды три ступени ведут к покрытой мрамором нише — Яслям Христовым. Здесь католический престол Поклонения волхвов.
Алтарь Рождества в пещере Рождества.
Лампады вокруг Звезды Рождества принадлежат разным течениям христианства.
Вифлеемская звезда (Звезда волхвов, Звезда Рождества) — необычное небесное явление, которое, согласно Евангелию от Матфея, восточные волхвы назвали звездой. Увидев её на восходе и решив, что родился «царь Иудейский», они пришли в Иерусалим, чтобы поклониться ему. Не найдя там искомого, волхвы по совету царя Ирода отправились в Вифлеем Иудейский. Там волхвы во второй раз увидели звезду, после того как она «остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его». Непосредственно над Вифлеемской звездой находится православный мраморный престол. Этим престолом владеют православные и армяне, однако сирийские яковиты (сирийская православная церковь) и египетские копты (одна из старейших христианских общин на Ближнем Востоке) также имеют право совершать на нём богослужения. Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты византийской мозаики. Когда нет службы, престол закрыт специальной съёмной решёткой. За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.
Первоначально серебряная звезда с надписью на латинском языке была установлена католиками в 1717 году. В 1847 году она была похищена, предположительно, греками из-за надписи на латыни. По другой версии звезда была украдена католиками с целью завладеть алтарями греков и армян в пещере Рождества и постепенно узурпировать права на звезду. Таким образом, эта кража стала новым поводом для взаимных обид православных греков и католиков. Для католиков это событие послужило поводом поднять вопрос об их привилегиях и правах в отношении Святых мест. Вскоре конфликт приобрёл международный масштаб, так как католиков поддержала Франция, а греческое православие — Российская империя. Французское правительство, несмотря на сопротивление со стороны России, оказало воздействие на султана Оттоманской империи, разрешившего католикам заменить звезду. Звезда с первоначальной латинской надписью была установлена в 1852 году по приказанию султана и на его средства. После этого Россия вторглась в Дунайские княжества, в ответ Турция объявила ей войну, что явилось началом Крымской войны.
Гробница святого Иеронима Стридонского в пещере под базиликой, где он провёл много лет.
Попасть в пещеру блаженного Иеронима, в которой находится его гробница, можно из католической церкви Святой Екатерины, примыкающей с севера к храму Рождества, хотя она непосредственно связана подземным переходом с пещерой Рождества. Гробница блаженного Иеронима пустая. Его мощи находятся в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме. Напротив гробницы Иеронима находится надгробие его учениц, святых Павлы и Евстохии, её дочери.



Армянский алтарь в северо-восточной части базилики, около северного выхода из пещеры Рождества.

Базилика находится в совместном использовании Иерусалимской православной церковью, Армянской апостольской церковью и Римско-католической церковью. Все три христианские церкви имеют при базилике свои монашеские общины, здание православного монастыря примыкает к юго-восточной части базилики, армянский монастырь находится на юго-западной стороне, католический с храмом Святой Екатерины (орден францисканцев) — на северо-западной.
Иерусалимской православной церкви принадлежат ключи от входной двери в базилику, притвор, неф, главный алтарь в восточной части базилики, алтарь Обрезания в южной апсиде, придел святителя Николая Чудотворца в южном трансепте и алтарь Рождества в пещере Рождества (совместно с Армянской церковью, но убирают его только православные). Православным принадлежат все иконы, фонари и лампады в нефе базилики.
Армянской церкви принадлежат алтарь Трёх королей, находящийся в северной стороне главного алтаря, и алтарь, посвященный Деве Марии, в северной апсиде. Сирийские яковиты и копты имеют право проводить службы в Армянских приделах в определенных случаях, однако сирийцы заявляют, что алтарь, на котором они совершают богослужение, является их собственностью. Римско-католической церкви принадлежит придел Яслей в пещере Рождества.
Самое смешное, что священники трех церквей стояли с трех сторон и добросовестно требовали с посетилелей пожертвования!!! И громко ругались, если кто – то не платил.:)
Небольшой дворик греческого монастыря с отдельным входом в пещеру Вифлеемских младенцев. Пещера Вифлеемских младенцев. По преданию, в этой пещере были погребены младенцы, согласно Евангелию, убиенные Иродом, и святые мученики, убиенные персами в 614 году.


На выходе из храма расположена скульптура Георгия-Победоносца.
Христианская культура, ее наследие, имена и образы величайших святых вплетаются в повседневную ткань нашей жизни настолько органично, что мы этого почти уже не замечаем, привыкли. Возможно, неверующие или невоцерковленные люди жития святого великомученика Георгия Победоносца и не читали, но вот же он — на российском гербе, «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем змея». И сколько уже веков у нас на слуху имя Георгия, так или иначе — от Георгиевского креста до "вот тебе, бабушка, и Юрьев день"… Святой великомученик Георгий входил во все сферы русского бытия, был "своим" и для знатных генералов (покровитель воинства православного!) и для крестьян-пахарей, которые молились ему, Егорью, Юрию, о защите домашнего скота, ведь что могло быть для крестьян важнее…
"Черты блестящего аристократа ("комита") сделали Георгия образцом сословной чести: в Византии — для военной знати, в славянских землях — для князей, в Западной Европе — для рыцарей" ("Георгий Победоносец"). И тем не менее, отказавшись от преподносимых ему судьбою даров, святой Георгий раздает имущество бедным и открыто исповедует себя христианином. Предание повествует, что он явился на совещание императора и патрициев, где речь зашла об истреблении христиан, и мужественно обличил гонителей в жестокости и несправедливости.
Святого великомученика Георгия называют Победоносцем, и это именование несет в себе глубокий смысл, оно многопланово. При земной жизни молодой военачальник победил страдание и страх смерти, в жизни небесной помогал христианским воинам по молитвам к нему одерживать победы над врагами. И, конечно же, прямое отношение к этому имени имеет знаменитое сказание — чудо Георгия о змие.
Близ Ливанских гор, в окрестностях города Бейрута, которым правил нечестивый царь-идолопоклонник, змей, живущий в озере, нападал на людей. По велению царя горожане один за другим отдавали чудищу своих детей, чтобы умилостивить его. Дошла очередь и до царской дочери. "Святой же и великий мученик, страдалец за веру Христову Георгий, чтимый небесным царем воин, который жил и по смерти, сияя великими чудесами, по Божьему соизволенью желая спасти нас, гибнущих, избавить город наш от этой напасти, в тот же час оказался на месте том в виде простого воина…" ("Чудо Георгия о змие", список XVI века).
Георгий пообещал отчаявшейся царевне спасти ее. А затем, осенив себя крестным знамением, со словами "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа", "устремился на коне своем на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами" (святитель Димитрий Ростовский). Именно этот миг торжества святого Георгия над воплощенным злом изображается на многочисленных иконах, а также на гербах Москвы и России.
Поразив змея, святой привел ко Христу множество людей: "царь и народ, живший в городе том, уверовали в Господа Иисуса Христа и приняли святое крещение".
Крестоносцы, побывавшие в местах легендарной родины Георгия, разносили его славу на Западе, рассказывая о том, что во время штурма Иерусалима в 1099 г. он участвовал в сражении, явившись как рыцарь с красным крестом на белом плаще… "Приключение" битвы со змеем, бесстрашно принятое на себя ради защиты дамы, вносило в религиозно-назидательную литературу и живопись дух рыцарского романа; эта специфическая окраска легенды о Георгия приобрела особое значение на исходе западного средневековья, когда приходящий в упадок институт рыцарства делается предметом нарочитого культивирования (созданный именно с этой целью около 1348 г. английский Орден Подвязки был поставлен под особое покровительство Георгия)".
У нас в народе святого Георгия называли Егорием Храбрым. Начиная от князя Ярослава Мудрого (1019-1054), который в святом крещении носил имя великомученика Георгия и основал храм и мужской монастырь в его честь, образ этого святого проходит через всю историю христианской Руси-России. Его имя носил и основатель Москвы — Юрий Долгорукий. Поэтому великомученик Георгий издревле с XIV века считается покровителем Москвы.
А в 1730 году — официальным гербом Москвы, а позже входит в состав государственного герба Российской империи. В 1769 году Екатерина Великая учреждает военный орден святого Великомученика и Победоносца Георгия. 13 (25) февраля 1807 года манифестом императора Александра I был учрежден Знак отличия Военного ордена, как награда для нижних воинских чинов за "неустрашимую храбрость", с 1913 года он станет официально именоваться Георгиевский крестом. Из века в век Георгий Победоносец становится все более почитаемым как покровитель российского воинства и державной мощи Российского государства.
В 1945 году главный православный праздник Пасха, день Светлого Христова Воскресения, совпал с днем празднования памяти святого Георгия Победоносца, 6 мая, и непосредственно предшествовал дню Победы. Германская капитуляция была подписана ровно в середине Светлой седмицы. Эти совпадения, отнюдь не кажущиеся случайными, очень воодушевили русских людей. И сейчас не перестают вспоминать об этом.
Что же касается дня сегодняшнего, то любопытно еще и то, что в последнее время святого Георгия Победоносца стали называть "святым покровителем депутатов Государственной думы".
У крестьян же некогда был "свой" святой Георгий. Помощник в хозяйстве, покровитель земледельцев, животноводов. Его праздник, 23 апреля по старому стилю — это день уже полностью вступившей в свои права весны, скот выгоняли на пастбища после долгого зимнего перерыва и пели: "Егорий ты наш храбрый… ты спаси нашу скотину в поле и за полем, в лесу и за лесом, под светлым месяцем, под красным солнышком, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого"… И подобное действо происходило отнюдь не только на Руси.
Святой великомученик Георгий Победоносец роднит нас со всем миром. Покровитель Москвы, он в то же время — покровитель старинной Англии. Со времен короля Эдмунда III английский флаг представляет собой Георгиевский крест. Английская литература неоднократно обращалась к образу святого Георгия как воплощения "старой доброй Англии". Первый храм в честь святого Георгия был построен в Грузии уже в 335 году царем Мирианом на месте погребения святой Нины (святая равноапостольная Нина (+ 335), просветительница Грузии, была двоюродной сестрой святого Георгия, а с IX века строительство церквей в честь Георгия стало массовым. В сражениях его часто наяву видели среди грузинского войска. Большинство грузинских церквей, особенно сельских, возведены в честь святого Георгия, так что каждый день в Грузии праздновался как связанный с какой-либо из церквей имени святого великомученика Георгия, или же с его с иконой, или с чудом святого Георгия Победоносца. Георгиевский крест, впервые появившийся на грузинских знаменах при святой царице Тамаре, украшает грузинский флаг.
Святой, любимый всем миром. О котором сейчас этот мир стал забывать, как стал забывать вообще о христианстве, о его святынях и о подвигах его святых. Гробница с мощами великомученика Георгия находится в храме в честь его имени в городе Лидда (Лод) в Палестине (ныне Израиль).
Глава — в посвященном ему храме в Риме. Живший некогда человек, от которого сейчас остался у многих просто смутный образ "всадника на коне, убивающего змия", был реальным, живым человеком, горевшим настоящей пламенной верой, испытавший нестерпимые страдания и преодолевший их ради Христа. Ради Спасителя, бывшего для святого Георгия истинным Богом, во имя которого он мужественно пошел на смерть. Он умер не на поле брани, но от рук палача — но это было судьбой истинного воина Христова.



Хурва — синагога, расположенная в Еврейском квартале Старого города Иерусалима.
Была основана в начале XVIII века последователями Иегуды Хасида, но уже в 1721 году была разрушена мусульманами. Находилась в руинах более 140 лет, став известна в народе как «Хурва» (ивр. «руины»). Была восстановлена в 1864 году благодаря усилиям раввина Авраама Шломо Залмана Цорефа, но название «Хурва» всё равно оставалось общеупотребительным для её обозначения. Была главной синагогой ашкеназов Иерусалима до разрушения её силами Арабского легиона в 1948 году.
После занятия Иерусалима силами Израиля в 1967 году возникло несколько проектов восстановления синагоги. Первоначально на её месте в 1977 году была возведена памятная арка, а в 2000 году правительством был утверждён план строительства на этом месте новой синагоги, которая должна была стать копией здания XIX века. Новая синагога была открыта 15 марта 2010 года.
Менора для Третьего Храма, установленная в Иерусалиме.
Еврейское библейское слово «менора» родственно арабскому «минарет» - «освещать». Это золотой семирожковый светильник, или подсвечник на семь свечей (семисвечник), который, согласно Библии, находился в скинии собрания во время исхода, а затем и в Иерусалимском Храме, вплоть до разрушения Второго храма римлянами в ходе Первой Иудейской войны. Является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. Символ меноры широко распространился по Римской империи с I века и, вероятно, символизировал ожидание мессии. Ханукию — ханукальный подсвечник в виде меноры с девятью ветвями, имела каждая еврейская семья, в связи с чем в XVIII—XIX веках они стали предметом массового производства.
В XX—XXI веках изображение меноры (наряду со звездой Давида) является наиболее распространённой национальной и религиозной еврейской эмблемой. Менора изображена и на гербе Израиля. Символ меноры используют также самаритяне. Христиане примерно до 800-х годов использовали менору наравне с крестом. Православный алтарный семисвечник одновременно указывает на менору храма Соломона и Дух Святой; по форме христианский семисвечник отличается от еврейской и самаритянской меноры.
Мечеть Омара (справа) на площади Рождества Христова.
Молочная пещера (устар. Млечный вертеп, лат. Crypta lactea)— грот в Вифлееме. С IV века является местом христианского паломничества как место, где, по преданию, после рождения Иисуса Христа жило Святое семейство, и Богородица уронила капли молока при кормлении Иисуса Христа. В 1872 году над вертепом была сооружена католическая часовня. Принадлежит Кустодии Святой Земли Католической церкви в Палестине. Францисканцы, после приобретения вертепа в XIV веке, с разрешения папы Григория XI в 1375 году, построили на этом месте церковь с колокольней. Позже часовня была построена в 1872 году на месте бывшей византийской церкви V века, от которой осталась лишь часть мозаичного пола. Часовня в новом виде отреставрирована в 2007 году.
Новый Завет скупо передаёт топографическую информацию о месте рождения Иисуса Христа. Евангелист Матфей утверждает, что «Иисус родился в Вифлееме Иудейском» (Мф. 2:1), а евангелист Лука, со своей стороны, добавляет, что Мария «родила своего сына первородного, спеленала его и положила в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:7).
Христианская традиция, заверенная позднейшими христианскими писателями, и построение базилики указывают на место исторического события — Вертеп Рождества, на холме в восточной части старого города. Местные предания, относящиеся к VI веку, также сообщали о временном убежище. По преданию, именно здесь, в пещере, скрывалось Святое семейство от воинов царя Ирода во время массового уничтожения младенцев.
В этой пещере им пришлось прожить почти сорок дней. Однажды, когда Матерь Божия кормила грудью маленького Иисуса, несколько капель молока брызнули на большой камень.
Тёмный камень сразу же весь стал молочно-белого цвета. И христиане, и мусульмане чрезвычайно почитают эти «капельки молока Богородицы» — частички белого пористого камня — и считают их чудотворными. На месте, где Богородица кормила Иисуса, установлена икона, на которой изображена сцена кормления («Млекопитательница»).
На ней Младенец Христос, обращённый лицом к молящимся, припал к материнской груди. У этого образа, который почитается как чудотворный, женщины оставляют свои горячие молитвы в надежде на помощь Божией Матери.
В этой пещере, удалённой от Пещеры Рождества примерно на 200 м по прямой линии, Святое семейство готовилось к бегству в Египет.

Старый город (Иерусалим) - обнесённый стенами район площадью 0,9 км² в Восточном Иерусалиме.
Существующие сейчас монументальные крепостные стены Иерусалима были построены в 1538 году османским султаном Сулейманом Великолепным. Протяжённость стен составляет около 4,5 км, они имеют высоту от 5 до 15 метров и толщину до 5 метров. В общей сложности стены Старого города включают 35 башен, большинство которых относятся к более доступной извне северной стене.
Знак отличия у входа в Свято-Георгиевский монастырь коптских монахинь в комплексе Греческого православного патриархата в христианском квартале.

Дворы не закрываются, а сразу выходят на улицу. Можно встретить вот такой душ. Ну и судя по тому, что это все на улице – «заходи – нихочу», то скорее всего разрешено в них мыться только мужчинам...

Традиционно Старый город разделяется на четыре неравных квартала, нынешние границы которых сформировались лишь в XIX веке: Мусульманский квартал, Христианский квартал, Еврейский квартал, Армянский квартал. Нынешнее население Старого города проживает в основном в Мусульманском и Христианском кварталах. Общая численность населения составляла 36 965 человек; распределение по религиозной принадлежности: мусульман более 30 000; христиан 5681, плюс около 500 армян; почти 3000 евреев, плюс около 1500 учащихся иешив.

|