ПРОТОТИПЫ ВАСНЕЦОВСКИХ «БОГАТЫРЕЙ»
                    Эту картину знают все. И  наверняка многие не задумываясь, назовут ее автора Виктора Васнецова. 
А  вот в названии возможно ошибутся. 
Ведь так и просится на язык «Три  богатыря». 
Но нет, картина называется просто «Богатыри».
 
     
Богатыри. - Виктор Михайлович Васнецов. 1898. 
Холст, масло. 295,3 x 446. Третьяковская галерея
 Виктор  Васнецов родился в семье священника и, как это водится, 
первоначально  собирался идти по отцовским стопам. 
Он поступил в духовную семинарию,  отучился, 
но на последнем курсе вдруг решил круто изменить свою жизнь 
и  отправился в Петербург поступать в Академию художеств.
Портрет художника Виктора Михайловича Васнецова,, 1874. Худ. Крамской И.Н. Здесь  художник долго искал себя. 
Он писал портреты, создавал декорации и  архитектурные работы, у
влекался историческими и религиозными жанрами,  пока, наконец, не создал свой, 
былинно-исторический «васнецовский»  стиль.
 Васнецов узнаваем. Его картины, это яркие и красочные иллюстрации к русским сказкам и былинам.
 Его  богатыри герои, защитники родных просторов. 
А сколько труда в них  вложено 
Ведь своих «Богатырей» художник писал, ни много, ни мало, 20  лет! 
Сын Васнецова Алексей вспоминал, что картина так долго  путешествовала с ними, 
что стала привычным элементом быта, как сундук  или напольные часы.
 Первый ее набросок был сделан в начале 1870  годов в Париже в мастерской Василия Поленова. 
Затем художник иногда  неделями не прикасался к полотну, потом вдруг брался за него вновь, 
и с  каждым разом все увлеченнее создавал свой шедевр, под конец считая уже  своим долгом закончить его. 
«Я работал над «Богатырями», может быть, не  всегда с должной напряженностью, признавался художник, 
но они всегда  неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась  рука!»
 Кто только не служил ему натурщиком! Друзья, родственники,  даже просто незнакомые люди. 
Например, лицо Добрыни Никитича «взято» у  простого русского крестьянина, оставшегося безымянным. 
Детали  «срисованы» с родственников художника. 
Илья Муромец собирательный  портрет обычных людей с улицы.
          
Прототипом Алеши Поповича послужил 13-летний сын Саввы Мамонтова – Андрей. Только  для образа Алеши Поповича имелся свой, конкретный натурщик. 
Это Андрей  Мамонтов, младший сын знаменитого в то время мецената Саввы Мамонтова. 
Кстати, богатырские кони на картине тоже из мамонтовской конюшни. 
Каждый  день их специально приводили в поле, где художник не только работал, 
но  фактически жил на завершающих этапах картины.
 Создавая своих  «Богатырей» Васнецов не смог обойтись без скрытой аллегории. 
На заднем  плане видны могилы погибших в борьбе с врагами воинов. 
На переднем  молодая поросль, будущие защитники родной земли. 
И поле, в котором стоят  богатыри, не просто поле, а вся Русь.
 Интересно, что с точки  зрения историков изображенные на холсте воины существовали в реальности, 
и даже могли бы встретиться друг с другом. Вот только разница в  возрасте между ними гораздо больше. 
То есть, когда Илья Муромец был в  том возрасте, в котором он изображен на картине, 
Добрыня Никитич был уже  глубоким стариком, а Алеша Попович, наоборот, маленьким мальчиком. 
Но  художник и не претендовал на историческую подлинность.
Виктор Васнецов. «Алёнушка», 1881      
Любимой  картиной Виктора Васнецова всегда считалась «Аленушка», 
а вот самой  важной талантливый русский живописец считал «Богатырей».