А это следующее здание.. хочу обратить ваше внимание, вот на такой парусник.. С такими парусниками связана очень интересная, на мой взгляд, история..
Это Когг (Kogge) - ганзейский торговый парусник.
А под ним, как я уже сказала, визитка города: номер «4711» — марка одеколона, выпускаемого немецкой компанией Mäurer & Wirtz в городе Штольберг (Рейнланд) в земле Северный Рейн-Вестфалия.
Но вернемся к коггу...на мой взгляд очень интересная история связана с ним и не всем известна, почему такие кораблики часто встречаются рядом с торговыми марками. В период своего наибольшего расцвета в XIV-XV веках Ганзейский союз объединял более двухсот городов. Ганза, крупнейшая монополистическая сила, имевшая с XII по XV век практически неограниченную власть среди торговцев Северной Европы. Когги — главные ганзейские суда.
В середине XII века в бассейне Балтийского моря когг последовательно вытесняет корабли скандинавской и славянской постройки и становится главным морским судном Ганзы. Помимо дощатого корпуса с обшивкой, характерной особенностью когга является его руль в кормовой части корабля, который позволяет проще выполнять маневрирование судна, чем боковой руль, используемый ранее в скандинавском судостроении.
Городской Ганзе с середины XII века предшествовала Ганза купеческая - сообщества немецких торговцев, ходивших в город Висби на шведский остров Готланд, а затем в Лондон, Брюгге, Берген, Великий Новгород. Они торговали в Англии, Фландрии, Норвегии, России… География постоянно расширялась.
Немецкое слово Hanse (в итальянском Hansa)... Это слово появилось за много сотен лет до образования первых ганзейских гильдий - походных товариществ немецких купцов, а сами эти гильдии долгое время обходились без какого-то специального названия. В своем нынешнем, привычном нам, значении оно впервые упоминается в 1267 году в королевской грамоте, выданной немецким купцам в Лондоне, когда их дела в этом городе шли уже полным ходом. Слово Hanse (Hansa) они заимствовали у торговцев из Фландрии, хотя корни у него были немецкие… В письменных источниках слово Hansa впервые встречается в переводе Библии, сделанном еще в IV веке Вульфилой - первым епископом готов и создателем готического алфавита.
Вульфила использовал его для обозначения группы вооруженных людей. Позже оно получило распространение в южных немецких землях и в районе Эльбы, где сначала им называли налоги и пошлины с торговцев, а затем - самих купцов во время заграничных походов, в которые они отправлялись, конечно же, с охраной и оружием.
История купеческой и городской Ганзы насчитывает около пяти веков.
Первой датой в ее хронологии, составленной современными историками, обычно считается основание Любека в 1159 году, финальной - 1669 год, когда состоялся ее последний съезд - Hansetag. Иногда называют 1630 год - дату создания трехстороннего союза между Любеком, Бременом и Гамбургом, пришедшего на смену прежней мощной Ганзе, на тот момент фактически уже распавшейся. Именно эти северогерманские города оказались самыми сильными и стойкими участниками сообщества и сейчас считаются главными хранителями ганзейских истории и традиций.
Опасность для одиноких торговых судов представляли не только пираты. Ещё с античных времён было известно и действовало так называемое береговое право. Жители побережья могли претендовать на выброшенные после крушения на берег грузы и спасшихся людей, для чего порой сами выставляли ложные маяки и заманивали суда на мелководье.
Причины такой жестокости, кроме желания лёгкой наживы, скрывались в страхах и предрассудках. Местные опасались, что под видом обычных моряков на судах скрываются разбойники; выживших приносили в жертву мнимым богам. Расправлялись с моряками, в том числе и из-за страха, что они впоследствии отомстят или наведут порчу.
Объединившись в Ганзу и нарастив торговые мускулы, купцы постепенно освобождают себя от подчинения береговому праву, чему способствует важный для Ганзы Штральзундский мир, благодаря которому города Ганзейской лиги получают право на свободную торговлю в Балтийском море и освобождаются от уплаты выездных пошлин. Все найденные ганзейские грузы должны в целости и сохранности возвращаться владельцам. В XIV веке поистине королевская сила Ганзы позволяла нанимать такие армии, что в случае неповиновения жителям побережья грозила настоящая война с расправой и возвратом утраченного имущества.
В Россию ганзейские купцы в свое время попали вслед за шведскими мореплавателями с острова Готланд, которые использовали традиционный Путь из варяг в греки, в VIII-XIII веках соединявший Скандинавию с Византией. Благодаря своему географическому положению, Готланд долгое время был главным торговым перекрестком на Балтике. Изначально немецкие купцы закупали здесь соленую и вяленую рыбу.
Уже во второй половине XII века готландцы основали в Великом Новгороде собственное подворье с церковью. Первое письменное упоминание о нем датируется 1180 годом. Российские купцы в свою очередь посещали Готланд, где обнаружены остатки православных церквей.
Вскоре на Готландском (Готском) подворье в Новгороде разрешили останавливаться немцам, которые затем основали здесь свое представительство - Peterhof.
В Россию ганзейские купцы помимо фламандского сукна везли соль из Люнебурга и Франции. Крупных запасов собственной соли в регионе не было, а из воды Балтийского моря добывать соль было невозможно из-за крайне низкого ее содержания. Еще одним важным товаром на этом направлении, как ни странно, был мед...
Некоторые историки предполагают, что душистый мед с европейских лугов больше нравился русским, чем свой лесной.
По другой версии - европейский мед русские купцы везли дальше в южном направлении до Константинополя, где он пользовался особым спросом.
Что касается соли, то по объему в торговле с российско-ливонским регионом она стояла на первом месте. Так, согласно таможенным записям, из 1700 больших ганзейских кораблей, в 1426-1496 годах прибывших в порт Таллина (Reval), 1216 были загружены солью из Люнебурга или Франции. Если из России ганзейские купцы вывозили пушнину и свечной воск, то Ливония была главным поставщиком льна, который использовался для производства тканей и канатов.
Ганза распадалась постепенно - распадалась из-за неспособности реформировать себя, предпринимательского консерватизма, внутренних разногласий между городами, окрепшей конкуренции, в частности со стороны Нидерландов, развития новых морских путей и торговых маршрутов, а также усиления монархических государств в Европе, которые стали более активно поддерживать собственных купцов в стремлении получать большую выгоду от заграничной торговли, а не отдавать ее под контроль иностранцев.
Отсутствие согласия, нарастающие внешние и внутренние конфликты, чума — всё это постепенно приводит многотысячный флот и сотни торговых связей Ганзы сначала к упадку, а потом к забвению.
О политических причинах заката Ганзейского Союза написано огромное количество книг. В патологическом стремлении к абсолютной монополии Ганза, помимо всего прочего, пытается препятствовать развитию конкурирующего флота. Союз запрещает своим верфям в Гданьске строить корабли для голландцев. В итоге бурное судо- строительство начинается в самих Нидерландах, которые в XV веке хорошо сориентировались на требования современного рынка. С начала XVII века Ганза окончательно уступает королевский трон голландцам, проникшим уже и в Средиземное море, и завершает своё правление на Балтике, несмотря на огромный опыт, который с тех пор больше никогда не будет востребован.
Перед Кёльнским собором как всегда художники, актеры, музыканты или фокустники..
Помню, последний раз, когда была здесь, здоровенный парень – негретенок выпивал 1,5 литровые бутылки воды, а потом их фонтаном выпускал назад. Нет, это не было со всеми неэстетично со сьестными массами из желудка, а была чистая вода из фонтана. Зрелище было ещё то..
В этот раз художник с национальными флагами и судя по мелочи – больше всего в этот день было русских, немцев и турков..:)
Ну вот и Кёльнский собор!
«Весь отражен простором
Зеркальных рейнских вод,
С большим своим собором
Старинный Кельн встает.»
Генрих Гейне (в переводе Маршака).
Кёльнский собор – вид сверху.
Идея строительства величественного собора, который своими размерами и архитектурными формами должен был превзойти легендарные французские соборы, пришла к архиепископу Конраду фон Гохштадену.
До этого на месте сегодняшнего собора находился другой, романский.
Собор до того высок и громаден, что с обычным фотоаппаратом трудно найти ракурс, чтобы весь он поместился в кадр.
Высота Кёльнского собора способна ввести туриста, впервые посетившего Кёльн, в состояние немого шока. У нас этого громкого «ВАУ» первый раз не произошло, т.к. до Кёльна мы уже побывали и в католическом соборе Нотр-Дам-де-Пари (Notre-Dame de Paris) во Франции, и в Брюссельском соборе (Brussels Cathedral), посмотрели выдающийся образец сакральной архитектуры, заложенный Карлом Великим во славу Девы Марии, в котором было короновано более 30 монархов - Ахенский собор (Aachener Dom).
И плюс сыграло роль то, что Кёльнский собор расположен прямо возле центрального вокзала, через который каждый день бегали на электричку или на занятия, а когда было много времени до электрички и нечем было заняться студентам – можно было просто зайти в собор и просто посидеть, и посмотреть на цветные стеклышки витражей, через которые проникал свет.
И часто можно было наблюдать, как люди просто в полном восторге и удивлении от увиденного.
Ведь, внутреннее убранство собора, как и его вид снаружи, поражают суровым величием, от которого веет духом Средневековья. Культурные ценности, хранящиеся в нём, не поддаются оценке.
Многочисленные фрески, мозаики, ниши, алтари, статуи апостолов, витражи составляют неповторимое собрание творений немецкого зодчества от Средневековья до XIX века.
Триптих Стефана Лохнера «Поклонение волхвов» является одной из известнейших картин мира.
Ну, по крайней мере, мою сестру Кёльнский собор точно ввел в шок. Увидев его она только воскликнула: «Как?! 1248 год?! Как это возможно было в то время придумать и осуществить? ...Да! Это тебе не какие – то там пирамиды!
157 метров – такова высота архитектурного сооружения, кажущегося на первый взгляд, воздушным и «невесомым», несмотря на его огромную площадь.
Кёльнский собор можно назвать памятником всему человечеству, ведь его строительство, начавшееся еще в 1248-м году, продолжается и в наше время, и, наверное, будет закончено еще не скоро, если будет закончено вообще.
Существует древняя легенда, связанная с Кёльнским собором, в которой говорится, что когда собор будет окончательно возведен, наступит конец света.
Одна из легенд, что собор спроектировал дьявол.
Замысел кафедрального собора Кельна был настолько грандиозен, что его первый архитектор Герхард фон Риле встал в тупик: как осуществить его, как воплотить в жизнь столь великое создание. И тут на помощь пришел, нет, не господь Бог, а, напротив, враг человеческий. Широко распространена легенда, будто дьявол в обмен на чертежи потребовал душу зодчего. Но любимого мужа выручила жена: она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол оказался таким простачком, что обман не распознал, согласно договору, явился и передал ей чертежи. Теперь Герхард мог приниматься за дело, и он начал работать по дьявольским чертежам, душа же его жены была навек погублена. Однако Сатана и тут не успокоился, он пообещал: как только закончится строительство собора, мир погибнет.
«Зодчие в мрачной тревоге. У них состязание:
в Кельне
Новый задуман собор. Условие - не было б
в целом
Мире подобных ему; награда - бессмертье
в веках!»
Существует продолжение первой легенды: когда дьявол узнал об обмане, он сказал: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!» С тех пор собор не перестают строить и достраивать. По другой версии, дьявол поклялся, что когда собор будет достроен, конец придёт не всему миру, а только Кёльну.
Верить в эту легенду, или же считать ее неправдоподобным мифом, дело каждого, однако строительство и реконструкция Кёльнского собора ведется и в 21-м веке, веке технологического прогресса, в котором нет места домыслам, загадкам, мистификациям и легендам. И сейчас на соборе можно видеть строительные леса.
Большое количество легенд и тайн, которые окутывают плотной завесой не только Кёльнский собор, но и прилегающую к нему площадь, привлекают в город десятки тысячи исследователей паранормальных явлений и эзотериков. Архитектурное сооружение, выполненное в готическом стиле, довольно часто появляется на широких экранах в кинолентах, снятых в жанре мистики и ужасов. Естественно, ничего страшного в элементах Кёльнского собора нет, скорее всего, он привлекает режиссеров и сценаристов готической атмосферой и легендой о самом дьяволе.
Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь Кёльн, чудесным образом не пострадал только Кёльнский собор. По негласному сговору лётчиков, собор сохраняли как важный географический ориентир.
Устремленные ввысь ажурные стены, изобилующие стрельчатыми окнами и арками, величественно взмывающие до небес башни, шпили... Готические соборы по сей день поражают воображение своей кажущейся эфемерностью..
Хотела сначала удалить это фото, а потом пригляделась – этот дядька тоже сейчас известен в интернетовских кругах. Он «обнимашка»..:) Ездит по разным городам с какими – нибудь достопремичательностями и «обнимается».
Ежегодно в знаменитом готическом храме на Рейне бывает около шести миллионов туристов со всего мира, то есть в среднем - более 16 тысяч ежедневно. Он является самой посещаемой достопримечательностью Германии.
Фрагмент западного фасада и главного портала Кельнского собора со скульптурными изображениями библейских святых и фигурами ангелов.
В Средние века Кельн считался одним из самых великолепных городов Западной Европы. Он был центром деловой активности, где пересекались потоки товаров, перевозимых по Рейну и по суше.
Здесь можно было найти почти все, что где-либо производилось и что могло служить для обмена и продажи.
Город входил в Ганзейский союз и мог позволить себе возвести такую большую церковь, но одного этого для возникновения столь грандиозных планов было все же недостаточно. Собор должен был подчеркнуть мощь города Кельн - одного из самых богатых и могущественных городов Германской империи на тот момент.
Первый камень в фундамент собора был заложен 15 августа 1248 года. Толчком для постройки нового храма послужил тот факт, что в середине XII века из Милана в Кельн были перевезены мощи трех волхвов (западная традиция называет их королями), которые первыми пришли с дарами к новорожденному Христу. Для хранения этих священных реликвий необходимо было соорудить достойное здание.
Останки Святых волхвов, или Трёх королей, получил архиепископ Райнальд фон Дассель от императора Фридриха I Барбароссы, который захватил их в одном из миланских монастырей. В 1164 году Райнальд фон Дассель привез останки в Кёльн. Для них в течение десяти лет изготавливался саркофаг (рака) из серебра, золота и драгоценных камней.
Рака Трёх королей (в православном богословии — Трёх Волхвов) стала одной из драгоценных святынь христианства. Это неимоверно возвысило город в христианском мире. Как следствие, город не принял лютеранства и остался оплотом католицизма в Северной Германии.
Высокий ранг, которого Кёльн достиг в западноевропейском христианском мире благодаря обретению этих реликвий, также должен был воплотиться в соответствующем кафедральном соборе.
После того, как в Кёльн были перемещены мощи трёх волхвов, старый собор уже не мог вмещать толпы паломников со всего света, вследствие чего было принято решение о строительстве невиданного до тех пор по размерам пятинефного собора.
В соборе установлено чудотворное распятие, выполненное по заказу архиепископа Геро около 975 года, являющееся древнейшим из монументальных распятий в Европе. Оно послужило прообразом для множества изображений распятого Христа.
Но строительство собора сначала затягивалось, потом вообще остановилось. К 1300 году между хором, завершённым стеной, и южной башней располагался временно прикрытый неф длиной в 70 метров. Из двух башен была частично построена только южная, высотой 59 метров (должна была бы быть 157 метров). Работы над южной башней были завершены около 1450 года, а потом и все строительство собора было остановлено.
В 1560 году из-за отсутствия средств строительство собора окончательно остановилось. Затем наступила пора других архитектурных стилей, и лишь в эпоху романтизма (начало XIX века) снова возникла мода на готику.
В 1815 году Гёте поднял вопрос о достройке собора.
Долгое время у готики в архитектуре был дурной имидж. И только благодаря творческой интеллигенции 18-го века во главе с Иоганном Вольфгангом Гете (Johann Wolfgang Goethe) соборы были спасены от полного упадка и забвения. Как это было принято в его время. Гете написал книгу "О немецком искусстве строительства", посвященную архитектору Эрвину фон Штайнбаху.
В кильватере восторга Гете по поводу готики к мотиву готических соборов обратились художники, в частности, Каспар Давид Фридрих и прусский градостроитель Карл Фридрих Шинкель. Они часто рисовали храмы, помещая их на своих полотнах в фантастические пейзажи. Во Франции готические соборы стали объектами восхищения после публикации романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери". Германия и Франция, вечные соседи-конкуренты, соперничали и по части кафедральных соборов.
Так, собор в Руане после пожара в 19-м веке в результате восстановительных работ "вырос" до 151 метра и стал самым высоким зданием мира. Но уже в 1880 году его на 6 метров "перерос" Кельнский собор - спустя 600 лет после начала строительства. Сегодня самый высокий готический собор стоит в немецком Ульме и он же, достигающий в высоту 161,53 метра, является самой высокой церковью мира.
В 1842 году, после тщательных подготовительных работ, проведённых архитекторами Карлом Фридрихом Шинкелем и Эрнстом Фридрихом Цвирнером, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV дал распоряжение завершить Кёльнский собор по первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень. К 1862 году установили стропильные фермы на продольном и поперечном нефах, в 1863-м началось строительство башен высотой 157 метров.
В 1863 году обе башни были доведены до высоты 157,37 м, а 15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма I состоялось празднество по случаю завершения строительства.
Строительство продолжалось и после 1880 года. Вставляли стёкла в окна, накладывали полы и производилась внутренняя отделка собора. В 1906 году одна из 24 больших декоративных башен с башни главного фасада рухнула, обломились и другие декоративные башни. После 1945 года начались работы с устранения повреждений, нанесенных бомбардировками во время Второй мировой войны.
Более светлые части на соборе – это отреставрированные части, нанесенных бомбардировками во время Второй мировой войны. Собор чудом уцелел в войне, выдержав прямое попадание 3 бомб!
В 508 году после более чем полувекового господства рипуарских франков Кёльн отходит к королевству Меровингов. Позднее, в 795 году Карл Великий провозглашает Кёльн архиепископством, а своего друга Хильдебольда — первым архиепископом. Архиепископство кёльнское включало в себя территории северо-западной Германии и Нидерландов. Этот высокий статус обусловил начало строительства первого кёльнского собора в романском стиле в 870 году. Однако в 881 году город постигает тяжёлое бедствие — нападение норманнов, которые опустошили Кёльн и его окрестности.
В середине X века император Отто Великий присваивает своему брату, архиепископу кёльнскому Бруно, титул герцога Лотарингского. В самом же Кёльне поселяется невестка Отто, византийская принцесса Феофано (покоится в церкви св. Пантелеймона по сей день). К тому времени Кёльн уже начинает становиться одним из значительнейших городов средневековой Европы. Возводятся католические храмы, расцветает торговля. В 1164 году архиепископом кёльнским становится Райнальд фон Дассель, близкий друг Фридриха Барбароссы. Тот жалует ему титул Канцлера Италии и даёт добро на перенос в Кёльн из Милана мощей святых волхвов. Вскоре начинается строительство громадного готического собора (1248).
Постепенно растёт и самосознание горожан Кёльна. С XI века всё чаще происходят стычки между высшим духовенством и бюргерами. В решающей Битве при Воррингене в 1288 кёльнцы выступили на стороне герцога брабантского против своего архиепископа и одержали над ним окончательную победу. Кёльн стал свободным городом, хотя и оставался центром архиепископства. Ровно через 100 лет после этого знаменательного события был основан кёльнский университет. А в 1367 году в Кёльне проходит заседание торгового союза немецких и голландских городов, на котором принимается решение об объявлении войны Дании. Это событие традиционно отождествляется с основанием Ганзы — величайшего торгового союза Средневековья.
Город переживает экономический бум, период своего наивысшего расцвета.
С XIII и по XVI век Кёльн — крупнейший город немецких территорий Священной Римской империи. Архиепископ кёльнский традиционно принадлежал к 7 курфюрстам, обладающим правом выбора императора.
В 1396 году власть в городе переходит из рук патрициев к ремесленным гильдиям, на кёльше «гаффелям». Признавая значение города, император теперь уже официально присваивает ему в 1475 году статус свободного имперского города (Freie Reichsstadt).
В 1584 году в Кёльне открывается нунциат — официальное посольство папы римского. Ведь к тому времени католическая церковь присвоила городу титул «святой» (sanctum), который, кроме Кёльна, носят всего два города: Рим и Константинополь. Несмотря на это, в связи с крахом Ганзы и изнурительной Нойсской войной, экономическая ситуация в городе резко ухудшается. Прекращается даже строительство наполовину готового собора, и средневековый подъёмный кран на одной из башен становится символом города вплоть до XIX века.
В остальном данный период не отмечен в истории города крупными событиями. В тридцатилетней войне Кёльн оставался нейтральным, и потому шведская армия заняла в своё время только правобережные городки, которые сейчас являются районами Кёльна. На архиепископском престоле утвердилась династия Виттельсбахов, по совместительству правящая Баварией и Пфальцем; её представитель Клемент Август отстроил в Брюле под Кёльном свою великолепную резиденцию — дворцы Аугустусбург и Фалькенлуст.
После Французской Революции начались многочисленные войны Франции со своими соседями, ратующими за возвращение монархического строя. Покорив нидерландские владения Габсбургов, французская армия двинулась к Рейну и уже в 1794 году стояла у ворот Кёльна. Чтобы избежать разрушений, кёльнский бургомистр добровольно вручил ключи от города французам. Все территории до Рейна были включены в состав Франции, а Кёльн сделался провинциальным французским городом.
Отношение к завоевателям было двояким. С одной стороны, французы закрыли университет, а также многие монастыри, разрушили в ходе перестройки многие исторические здания и храмы, вывезли в Париж многочисленные культурные ценности. С другой стороны, кёльнцам импонировал либерализм Французской Республики, с воодушевлением было воспринято введение гражданского кодекса Наполеона. Последний посетил Кёльн в 1804 году и был восторженно принят горожанами. Средневековый город получил в ходе перестройки современные бульвары и пассажи.
Ровно через 10 лет, в 1814 году французы покинули город перед наступающими прусскими войсками. На Венском конгрессе Кёльн и вся Рейнская область отошли к Королевству Пруссии.
К пруссакам жители Кёльна испытывали гораздо больше неприязни, чем к французам. Характерно, что как оккупация воспринималось именно консервативное, милитаристское прусское господство, а не период вхождения во Французскую Республику. Тем не менее, именно при пруссаках Кёльн снова становится значимым городом, во многом благодаря началу индустриальной эпохи. В 1832 году здесь проводят телеграфную линию, а в 1843 году открывается одна из первых железнодорожных веток Пруссии, «Кёльн — Ахен».
Кроме того, в 1842 году возобновляется строительство кёльнского собора. К концу XIX века в предместьях Кёльна возникают многочисленные фабрики и заводы, что делает его после расширения территории одним из крупнейших индустриальных центров Германской империи. В частности с 1888 по 1910 годы в состав Кёльна были включены общины Дойца, Калька, Фингста и Мюльхайма, прилегавшие к городским стенам. Перед Первой мировой войной население города превышало 600 000 человек.
С 1842 года в Кёльне редактором «Рейнской Газеты» становится Карл Маркс, главный теоретик коммунизма. В 1917 году, уже после начала Первой мировой, бургомистром Кёльна избирается Конрад Аденауэр.
После поражения Германии Кёльн на короткое время становится столицей самопровозглашённой Рейнской Республики. Затем, в 1919 году он вместе со всем Рейнландом входит в оккупационную зону Франции.
Несмотря на инфляцию, город быстро оправляется от экономического кризиса и последствий войны. В 1919 году вновь открывается университет, в 1923 году строится мюнгенсдорфский стадион, в 1924 году торгово-выставочный комплекс в Дойце, а в 1930 году Генри Форд строит здесь свои фабрики и заводы, до сих пор являющиеся главным работодателем города.
В 1920-х годах выпускается даже модель «Форд Кёльн». Тем не менее, несмотря на экономическое развитие, в городе присутствовали бедность, безработица и нехватка жилья.
30 января 1933 года в Германии к власти пришла нацистская партия НСДАП. Кёльнцы до последнего оказывали на выборах отпор нацистам и лишь через полтора месяца после нахождения Гитлера у власти на муниципальных выборах 12 марта 1933 года НСДАП получила здесь нерешительные 39 %, что однако позволило ей взять власть в городе в свои руки. Конрад Аденауэр, «бессменный» бургомистр и убеждённый антифашист, был смещён со своего поста. Власть в Кёльне перешла к национал-социалистам во главе с гауляйтером гау Кёльн-Аахен Йозефом Гроэ (Josef Grohé).
В 1936 году в демилитаризированный Рейнланд входят германские войска. По всей Германии начинаются погромы евреев и цыган. В «Хрустальную Ночь» сторонники НСДАП сжигают древнюю кёльнскую синагогу и громят еврейские магазины, дома. С началом Второй мировой войны приходят бомбёжки, которые к концу её уничтожат почти весь город (до 90 % зданий центрального района). Только 31 мая 1942 года бомбардировщики Британских Королевских ВВС уничтожили более 5000 зданий.
6 марта 1945 года американские войска заняли город. В июне 1945 года Кёльн входит в британскую оккупационную зону. Через 4 года на первых послевоенных выборах бывший бургомистр Кёльна Конрад Аденауэр становится первым канцлером Германии и остаётся на этом посту 14 лет. Первые послевоенные годы полным ходом идёт восстановление города, которому суждено закончиться полностью только в середине 1980-х годов.
Немецкое экономическое чудо (период быстрого восстановления экономики ФРГ после Второй мировой войны в период с 1948 до середины 1960-х годов, основанное на неолиберализме) не обходит стороной и Кёльн — тут в ударных темпах возводятся фабрики и заводы, здания фирм, банков, учреждений, объекты культуры; создаётся современная инфраструктура. В 1980 году Кёльн посещает папа римский, а в 1999-м году тут проходит саммит большой восьмёрки, на котором были достигнуты соглашения по войне в Югославии.
Как город древний и большой, Кёльн располагает многими историческими достопримечательностями. Однако многие из них — лишь восстановленные копии разрушенных во время Второй мировой войны оригиналов. В ходе бомбардировок англо-американской авиацией с 1942 по 1945 годы было разрушено до 90 % городских зданий, в том числе многочисленные памятники культуры.
Кроме Кёльнского собора, к числу самых значимых достопримечательностей города относятся 12 романских церквей.
Разглядывать фасады Кельнского собора можно бесконечно, при этом обнаруживая все новые и новые фигуры.
Очень красивые железные ворота собора – их несколько.. Смотрю на боковой вход, что со стороны железнодорожного вокзала, и думаю, а может через него входил в собор Окуджава.
Среди множества стихов о Кёльнском соборе есть одно, которое Булат Шалвович Окуджава написал в 1992 году:
«Я в Кельне живу. Возле Копелева.
В Собор захожу по утрам.
Хватает еды мне и топлива,
и мало трагедий и драм...
Весь город, как мальчик с обновочкой,
с какою-то тайной в глазах...
Здесь жили и Раечка с Левочкой —
да нынче она в небесах.»
Окуджава дружил с литературоведом Львом Зиновьевичем Копелевым (1912-1997).
В ноябре 1980 года, после лишения советского гражданства, Копелев вместе с женой Раисой Давыдовной Орловой (Либерзон, 1918-1989) эмигрировал в Германию, жил в Кёльне. В 1997 году Окуджава с женой приехали в Кёльн, чтобы навестить друга. Копелев в это время болел гриппом и Окуджава подцепил коварный вирус при встрече. Грипп перерос в воспаление лёгких, ставшее смертельным. Окуджава умер 12 июня 1997 года, а его друг пережил барда всего на несколько дней. Копелев умер 18 июня 1997 года.
Входим внутрь. Особое внимение посетителей-фотографов привлекают витражи - старые и новые. Некоторые из них мы еще увидим. Общая площадь окон этого храма составляет около 10 тысяч квадратных метров, что примерно равно одному футбольному полю - если, конечно, такое наглядное сравнение в данном случае вообще уместно.
..и... обещанный свет от солнца!
Не удалось снять блики, только на нескольких куполах видны блики. Эффект, как детская оптическая игрушка - трубка с зеркалами и осколками разноцветного стекла калейдоскоп.
Во время ежедневных служб основная часть собора для туристов закрыта - можно зайти только в переднюю часть, соблюдая надлежащую тишину. 20 - 30 тысяч человек, посещают его ежедневно...
Так выглядит центральный неф Кельнского собора.
Высота - 43,35 метра. Высота двух боковых нефов достигает почти 20 метров.
Время реверберации в соборе, то есть постепенного уменьшения интенсивности звука при многократных (вернее - многотысячных) эхо, составляет целых 13 секунд.
В соборе 28 окон, которые показывают истории из Ветхого и Нового Заветов, а также представителей церкви. Художник из Кельна Михаэль Вельтер (1808-1892) предоставил эскизы для 80 из 112 рисунков. Новые окна должны были продолжать в гармонии уже существующие средневековые королевские окна.
Только 52 фигуры пережили Вторую мировую войну. Фигуративные части всех окон постепенно восстанавливаются, в то же время недостающие архитектурные навесы и орнаментальные дорожки восстанавливаются по оригинальным шаблонам, сохраненным в архиве здания собора.
Если приглядется, то можно внизу увидеть надписи, кто подарил собору каждую часть витражей. И каждая несет маленькие истории о этих людях...
Например, деталь (левая сторона) стеклянного окна в Кельнском соборе, подаренного Шарлоттой Фрайфрау фон Оппенгейм ( von Oppenheim) в 1880 году, внизу слева баронский герб семьи Оппенгеймов.
Шарлотта Бейфус родилась в 1811 году второй из пятерых детей банкира Зигмунда Леопольда Бейфуса. Шарлотта вышла замуж в 1834 году за Авраама Оппенгейма, который в 1868 году был первым некрещеным евреем, которого подняли до барона в Пруссии. После смерти мужа Шарлотта Фрайфрау фон Оппенгейм пожертвовала 25 000 марок городу Кельну для христианской бедноты, 10 000 марок израильскому убежищу, 10 000 марок другим израильским учреждениям и 5000 марок израильской общине для бедных.
Она построила первую детскую больницу в Кёльне – больницу Оппенгейма (Oppenheim’sche Kinderhospital). Затем в 1885 году Шарлота основала больницу фон Оппенгейма, которая была расширена в 1888 году и включала детский сад и швейную школу, а с 1984 года являлась терапевтическим центром.
В 1880 году, в память о своем покойном муже, она пожертвовала окно для Кельнского собора, которое теперь называется «Авраамовым окном» в «Цикле Велтера»( Welter-Zyklus).
Художник-график и живописец Тони Авенариус (псевдоним Антоний Хаферманн) (Tony Avenarius (Antonius Hafermann) (1836–1901 гг.) Разработал картину для мэрии Кельна, на которой символически изображен покровитель детской больницы, окруженный членами семьи с известными кельнскими личностями. Витраж был разрушен во время Второй мировой войны. После Второй мировой войны он был заменен укороченным навесом на его первоначальном месте - западном верхнем этаже северного трансепта.
Как и многие другие окна Кельнского собора, это работа кельнского художника по витражам и церковному искусству, а также декоратора, архитектора и портретиста - Михаэля Велтера (Michael Welter) (1808-1892).
Иисуса Христа снимают с креста – XIII эпизод Крестного пути Иисуса Христа.
Под самым потолком висит орган. Если долго разглядывать готические своды, может закружиться голова. На этой фотографии виден один из здешних органов. Всего их в соборе - четыре: два - малых и два - больших. Они используются во время служб и концертов органной музыки.
Скульптура Святого Михаила стала первой, созданной после завершения строительства Кёльнского собора. Она была создана в 1920 году кёльнским скульптором Георгом Грасеггером (Georg Grasegger, 1873- 1927) как память Павшим в Первой мировой войне. Позади и по бокам Святого Михаила — списки погибших в годы войны.
Иисуса Христа обнажают – X эпизод Крестного пути Иисуса Христа.
Одним из самых известных и трагичных эпизодов Нового Завета является Крестный путь Иисуса Христа. Выделяются 14 стояний Крестного пути. Для Кёльнского собора скульптуры, изображающие 14 стояний Крестного пути, были созданы между 1893 и 1898 годами немецко-голландским скульптором Фридрихом Вильгельмом Менгельбергом (Friedrich Wilhelm Mengelberg,1837–1919).
Первые 12 являются красочными горельефами, 13 и 14 — полноценные скульптурные группы. Во время войны горельеф с 9 станцией был уничтожен и в 1981 году кёльнский скульптор Эльмар Хиллеьбранд (Elmar Hillebrand ,1925- 2016) восстановил его.
Крестный путь в соборе начинается с его северной стороны, где располагаются стояния с 1 по 6, продолжается на южной стороне, где располагаются стояния с 7 по 12. 13 стояние располагается в Южной башне, 14 стояние — в Северной башне.
Еще одна знаменитая скульптура – святой Христофор, несущий на плечах Христа в образе мальчика. Это очень популярный в католической церкви святой, и с ним связана интересная легенда. Он был римлянином по имени Репрев. Рост имел огромный, а характер простодушный. И вот Репрев принимает христианство, но не может сообразить, как же ему лучше послужить Христу. И только святой отшельник смог надоумить великана.
Он привел его к реке и наказал переносить путников на своей спине. Тот так и сделал. И вот однажды довелось ему нести маленького мальчика, но чем дальше ступал в воду великан, тем тяжелее становилась его ноша, на середине реки тяжесть стала нестерпимой. И тогда мальчик признался, что он – Христос и несет с собой все тягости мира. Иисус окрестил великана в реке, и тот получил имя Христофор – несущий Христа.
Алтарный образ Агилольфа (Agilolphusaltar). Когда-то это был главный алтарь церкви St. Maria ad gradus. Создан алтарь был в 1520 году в Антверпене, а в собор попал в 1817 году, через несколько лет после закрытия церкви, где ранее находился.
Я не видела ни одной скульптуры или каменного изваяния, чтобы она не вырожала эмоции. Каждый камушек сделан очень реалистично! На многих виден даже блеск глаз.
Картина художника Фридриха Овербека (Friedrich Overbeck) "Вознесение Девы Марии" ("Himmelfahrt Mariens"), написанная в 1855 году по заказу Дюссельдорфской ассоциации искусств.
Картина "Благовещение" ("Verkündigung an Maria"), созданная в 1712 году каноником Кёльнского собора Петром Бегуерером (Petrus Bequerer).
Интересно, что в Ветхом Завете людские останки считались нечистыми, но в 787 году на Втором Никейском соборе было утверждено учение об обязательном почитании мощей святых.
Если у древних германцев тела умерших сжигались и кладбища были редким исключением, то у христиан умершие сначала погребались в катакомбах, где сами первые христиане и скрывались, затем в церквях, потом пришло время, когда в церквях стали хоронить лишь самых выдающихся.
Внутри Кёльнского собора похоронены 32 кёльнских епископа и 2 светских князя, одним из которых являлась королева Польши Рихеца (Richeza, 995 — 1063).
Часть гробниц была перенесена из старого собора, существовавшего до возведения Кёльнского собора, часть захоронены позже. Надо отметить, что не все гробницы епископов были перенесены в Кёльнский собора, а то цифра захоронений была бы гораздо больше.
Часть гробниц находится за закрытыми железными решётками в капеллах, часть открыты для свободного доступа, часть иерархов церкви захоронена в крипте внизу собора.
Готтфрид IV, граф Куйк-Арнсберг (около 1295 г., 21 февраля 1371 г.), был последним из графства Арнсбергов. Он правил с 1338 по 1368 год. Как и во времена его предшественников, графству угрожала конкуренция. Поскольку его брак оставался бездетным, он, наконец, продал округ архиепископству Кельна. В 1368 году архиепископ Кельна выкупил за 130 000 гульденов у последнего, бездетного графа Арнсберг его титул и владения, на которые также претендовали графы Марк (Ламарки или фон дер Марки). Арнсберг — средневековое германское графство на территории современной федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия со столицей в Арнсберге.
Для Кельна приобретение графства означало, что его герцогство Вестфалия, которое ранее росло вокруг графства, теперь получило середину.
Граф Готфрид и его жена покинули свои владения и поселились в Рейнской области. Готфрид умер почти три года спустя 21 февраля 1371 года в возрасте 75 лет и был единственным светским принцем, похороненным в высокой могиле в Кельнском соборе. После его смерти его жена вернулась в графство и заняла свое место вдовы в замке Вильдсхаузен.
Сверху скульптура закрыта железной сеткой. Как гласит предание, это сделано для того, чтобы защитить скульптуру от гнева его родственников, которые надеялись на жирное наследство. А вот горожане Арнсберга (Arnsberg) наоборот довольны и каждый год навещают гробницу.