Так как в 1837 году в образовании девочек из «высших сословий» в Дюссельдорфе учавствовала только образованная при католической церкви гимназия - Св. Урсулы (St.-Ursula-Gymnasium), то в протестантских семьях также существовало большое желание создать такую высшую школу. Где девочки должны были получать интеллектуальное и нравственное образование, помимо начального образования, и где администрация должна быть под руководством протестантской общины города.
Эта новая частная школа протестантских девочек была открыта 30 октября 1837 года совместно со школой мисс фон Эркеленц.
Школа началась с четырех учителей и 49 студентов, мисс фон Эркеленц была одной из учителей. Это число учащихся в 1863 – 1864 годах выросло до 212 учениц. Чтобы адаптироваться к постоянно растущему числу студентов-женщин, здание школы было расширено. В 1876 году преподавательский состав под руководством директора В. Уэльнера состоял из 13 учителей и 525 студентов.
Школа оставалась на Штайнштрассе (Steinstraße) до начала 20-го века.
И только в 1905 году на Казерненштрассе (Kasernenstraße) и на углу Бастионсштрассы 24 (Bastionstraße), было построено новое здание гимназии по проекту архитектора Johannes Radke в стиле модерн, и с 1907 года размещается Луизеншуле (Luisenschule), где и по сей день преподаются уроки для девочек и ведутся семинары учителей, а так же подготовка учителей для преподавания в гимназиях с французским уклоном.
Луизен гимназия была выполнена как один художественно – архитектурный ансамбль со зданием «Штайнхоф» («Стального двора»), впрочем ради которого я и хотела рассказать эту историю.
Принцесса Ангальт-Бернбургская (принцесса Прусская).
А так как образование протестанской школы для девочек проходило под протекцией принцессы Вильгельмины Луизы Ангальт-Бернбургской, в замужестве принцессы Прусской, то и школу назвали Луизеншуле (школа Луизы).
Принцесса Прусская была знакома с известным врачом Самуэлем Ганеманом — основателем гомеопатии, с которым вела переписку.
А так же очень популярна в Дюссельдорфе, т.к. в 1843 году супруги приобрели замок Эллер под Дюссельдорфом, который стал излюбленным местом принцессы для занятий живописью.
В Дюссельдорфском городском музее хранятся несколько рисунков и акварелей работы Луизы Ангальт-Бернбургской. Именем Луизы Ангальт-Бернбургской названа улица Луизенштрассе в Дюссельдорфе.
Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых материалов (металл, бетон, стекло).
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы — лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
«Луизен гимназия» представляет собой четырехэтажное каменное здание. Фасады разделены разной шириной и средними ризалитами. Ризалиты имеют фигурные фронтоны с удлиненными концами, что придает зданию монументальность и высоту. Первый этаж отличается своим формальным дизайном от верхнего этажа.
Окна показывают круглую форму дуги, а ризалиты начинаются только над дугами окон.
Ризалит (от итал. risalita — «выступ») — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания.
Эти архитектурные элементы обычно симметричны по отношению к центральной оси здания. Различают также средние, боковые и угловые ризалиты. Ризалиты вносят разнообразие в пространственную организацию фасада.
Во внутреннем дворе гимназии есть интересное пано, сделанное из различных по окраске и размеру глиняных чашечек.
Еще интересная вещь – каждый выпускной класс, работающий над разными творческими проектами, по окончанию делает свою памятную табличку со своим слоганом и вставляет ее на улице при входе в ворота гимназии. В результате, уже собралась своя «голливудская аллея славы»...
Но главный экспонат, ради которого я и брала фотоаппарат – это здание напротив гимназии.
Это - Stahlhof (Bastionstraße 39).
Построен по проекту местного архитектора Johannes Radke. В Дюссельдорфе он возвел дюжину красивых домов. Все здания этого архитектора можно посмотреть
здесь.
В двух шагах от Кенигсаллее Дюссельдорфа находится «место рождения» Северного Рейна-Вестфалии. В здании из красного песчаника было спроектировано союзниками (британским военным правительством) 70 лет назад новая федеральная земля - 23 августа 1946 года был издан Декрет Nr. 46..
А немного раньше, 6 августа было назначено первое гражданское правительство новой федеральной земли Северного Рейна-Вестфалии и первый министр – президент Rudolf Amelunxen, которого через месяцев сняли и назначили в 1947 году Karl Arnold.
(из архива).
В 1904 году, после слияния сталелитейного производства Люксембурга и Германии было решено возвести общее административное здание. До этого на участке, обрамлённом улицами Казарменной и Бастионной, размещались войска городского гарнизона, старые казармы снесли и на их месте, под руководством и по проекту председателя кайзеровского строительного совета Йоханеса Радке, с участием архитектора Тео Вестброка (Theo Westbrock) возвели это чуть ли не первое административное здание Дюссельдорфа. На строительство, занявшее 27 месяцев, потрачено было 2 миллиона золотых марок (а на качественную реставрацию архитектурного памятника сто лет спустя ушло 4 года и 14 миллионов евро).
Во время первой мировой войны здесь размещался центр, координировавший производство и поставку стали, в мае 1923 здание было реквизировано французскими войсками, разместившими здесь свой генштаб. Во время второй мировой войны отсюда командовали производством всей прокатной стали Германии.
После 1945 года здесь размещались штаб-квартиры: сначала американских, а затем британских войск. В этом - одном из немногих исторических зданий того времени, пережившем обе войны 20 века - в 1948 году было провозглашено основание Северного Рейна - Вестфалии.
«Штальхоф» не просто очень мощное и грозное здание, как скала, а в его архитектуре проглядываются элементы "готичности", некого древнего германского эпоса, где каждая фигура, каждый завиток камня – не просто завиток, а продуманное по значению существо, несущее маленькую историю или притчу.
Вытянутые окна, щипцы, башенки и пилястры с лицами - маскаронами, которые поддерживаются тремя фигурками, а у основания - крепкие и динамичные, кажется, будто в движении, атланты.
В золотых буквах на северной стороне 108-летнего здания красуется слово «Stahlhof» (Штальхоф) – что означает «Стальной двор», который указывает на первых владельцев - объединения могущественных баронов Рура (den Stahlverband der mächtigen Ruhrbarone) – акционерами «Стального треста».
Члены индустриального клуба.
Об этом знаменитом здании и о том времени рассказывается в книге Луи Лохнера: «Кровавый контракт. Магнаты и тиран. Круппы, Боши, Сименсы и Третий рейх».
Это пожалуй самое красивое здание с бронзовой ладьей на башне.
Из фасада простираются мраморный орел и мускулистые обнаженные мужские тела из красного песчаника.
Скульптуры на здании - не просто накачанные арийские мужики, а аллегории торговли и промышленности.
А тем временем, в некогда прокуренном сером здании «Штальхоф» в Дюссельдорфе, в штаб – квартире германских стальных промышленников, где коллеги и противники спорили до хрипоты, ожидая, что им укажут на выход, с 1971 года и по сей день здесь стильно размещается административный суд Дюссельдорфа.
В 2010 году крыша «Штальхофа» была уже отреставрирована и мило пестрит, особенно ярко сочетаясь с красным песчаником стен.
(из архива).
«Штальхоф» - симметричное сооружение построено вокруг двух дворов. На боковой части здания расположено большое множество орлов и «богатырей».
«Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор - С ними дядька Черномор. И той стражи нет надежней, Ни храбрее, ни прилежней.»...
На «Штальхофе» каждый камень вытесан под определенным углом и с разным наклоном, что создает ощущение не просто мощи и скалы, но и определенной воздушности.
Из далека этот элемент выглядит как просто рельефная резка камня, но если подойти поближе – это каменные львы.
Здание «Штальхофа» плавно переходит, соединяясь в следующий дом, образуя монолит.
Его сосед на Kasernenstraße 36 - дом не столь изысканный, но тоже красивый и интересный. Офисное здание «Walzstahlhaus» было построено в 1940 году архитекторами Heinrich Rosskotten и Karl Wach. В общем-то, время возведения чувствуется.
На другой стороне улицы тоже не плохо, здание, которое дополняет общий ансамбль...
Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых материалов (металл, бетон, стекло).
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы — лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Новый стиль развивался под лозунгом возврата к органичности, простоте и функциональности средневековья, раннего Возрождения и народного зодчества.
Разделение искусства модерна на отдельные периоды и стили условно. Модерн, как ни один из других стилей, впитал в себя различные направления и подвергся влиянию стольких национальных культур и традиций, что даже специалистам сложно определить, где заканчивается историзм и начинается модерн, и где заканчивается модерн и начинается ар-деко.