С католиками, протестантами или музыкантами?
В нашем квартале, проходят три организованных шествия в честь Святого Мартина: католическое, протестантское и то, что устраивает местная музыкальная школа.
У католиков процессия хороша, прежде всего, тем, что ее возглавляет всадник на лошади, в латах и красном бархатном плаще - Святой Мартин, роль которого исполняет или молодой парень, проходящий альтернативную гражданскую службу, или взрослый мужчина - если представление имеет масштабное значение.
У протестантов шествие носит, так сказать, и просветительский характер: оно проходит, в частности, мимо синагоги. Если вы будете в Кёльне, то на подготовительных занятиях детям рассказывают, что в ноябре 1938 года в "хрустальную ночь", устроенную нацистами, тогда горели не только детские фонарики, но и еврейские синагоги.
Впервые дети с фонариками вышли на улицы в Эрфурте, и зажжены были эти фонарики в память о Мартине Лютере, причем не 11 ноября, а 10-го, в день рождения реформатора.
Дело в том, что в протестантских общинах Тюрингии праздник святого Мартина – Martinstag (Мартинстаг) - приобрел новое содержание как день памяти Лютера. Вскоре красивый обычай зажигать фонарики распространился не только на протестантские, но и на католические области Германии.
А в 20 веке праздник святого Мартина пришелся по душе основателю антропософии
Рудольфу Штайнеру.
Жизнь святого Мартина идеально укладывалась в его видение развития истории (путь от света сквозь тьму к свету), а время праздника идеально ложилось на годовой круг.
11 ноября - это ровно середина между праздником Архангела Михаила (29 сентября по католическому календарю) и Рождеством (25 декабря).
В вальдорфской трактовке, в первом празднике пробуждается индивидуальная воля человека (архангел Михаил укрепляет нашу волю в борьбе со злом), затем человек побуждается вести деятельную жизнь (подобно тому как св. Мартин помогал бедным), согревает душу моральным импульсом и наконец человек готов к тому, чтобы принять в себя свет Рождества.
Штайнер и его последователи заостряют свое внимание на том, что имя святого происходит от имени римского бога войны, «Мартин» переводится как «посвященный Марсу».
Римская цивилизация знаменовала поворот в человеческом сознании к индивидуализму, который становится агрессивным и эгоцентричным (что как раз является характеристикой Марса).
А жизнь святого Мартина, которая прошла в поворотный момент смены римской эпохи, предлагает тому яркое противопоставление и учит состраданию и самодисциплине.
Рудольфу Штайнеру важен тот факт, что ритмы жизни людей вплетены в ритмы природного цикла.
По словам Штайнера, "Душа с Землею вместе дышит".
Летом растения растут навстречу солнцу вместе с животным миром, который размножается на свету и в тепле.
Зимой жизнь природы подчиняется силам земли, умирает в холоде и темноте и сосредотачивает все силы на семенах в земных глубинах.
Так же и у людей.
Летом людям кажется, что они свободны от силы земного притяжения, от нужды и необходимости, и они парят в своих иллюзиях.
Силы зимы, напротив, заставляют душу твердеть, люди становятся черствыми и эгоистичными, начинают искать силу, власть, материальное богатство.
Осень – это переходное время, когда человек подвержен опасности впасть в обе эти крайности.
Люди с ностальгией вспоминают про наслаждение летним теплом, а наступающая зима заставляет сосредоточиться на материальной безопасности, на жизни только для себя.
Процессия музыкальной школы - самая веселая:
в ней участвует целый оркестр.
Особенно переживают маленькие владельцы деревянных инструментов, т.к. " по традиционному закону Подлости", а может и по заказу - именно в этот день идет дождь.
Поэтому, переживают за инструмент, чтобы он не намок - за то, трубачам нет равных...
Есть разница и в дне проведения: католические шествия проходят, как правило, в сам день Святого Мартина 11 ноября. Протестанты ходят 10-го, в день рождения инициатора Реформации Мартина Лютера (которого и нарекли в честь почитаемого святого). А музыкальная школа устраивает процессию в пятницу или субботу - когда всем удобно.
В вечер праздника дети вместе с родителями собираются в условленном месте (обычно около церкви) и отправляются колонной в заранее определенное место, распевая песенку:
"Laterne,Laterne –Sonne,MondundSterne..."..
Или
"Ich gehe mit meiner Laterne und meine Laterne mit mir" –
"Я иду с моим фонариком и мой фонарик со мной.
Там, наверху, сияют звезды, а здесь, внизу, сияем мы".
Весь остальной народ собирается вдоль дороги, где будет проходить процессия и все ждут Святого Мартина.
Или собираются с детьми на главной площади возле огня, где будет проходить все действие.
В этом году я успела во время и как раз перед началом шествия. И наш Святой Мартин любезно попозировал, остановившись передо мной и фотографом из газеты под фонарем, где его хорошо освящало.
Ну вот, процессия пошла.. и первыми идут пожарники и их помощники.
Процессия выглядит впечатляюще - взрослые несут факела, дети бумажные фонарики с зажженными свечами. Обычно в таких походах участвует до нескольких сотен человек, таким образом, по городу растягивается этакая светящая змея из сотен фонариков и факелов.
В колонне идет и оркестр от музыкальной школы и с фонариками на голове, чтобы смотреть ноты – играют популярные песни к Святому Мартину.
По легенде, именно таким образом односельчане святого Мартина искали его в свое время с фонарями и факелами для того, чтобы воздать ему должное за его доброту. Считается, что когда дети идут по улицам, то Всевышний обращается к ним и помогает стать добрее и отзывчивее.
В старину в ночь на Святого Мартина выставляли на крыльцо сосуды с водой, чтобы оно превратилось к утру в вино.
Ну вот, процессия с огоньками дошла до главной площади, где будет все представление.
Дети из начальной школы читают главы из книги о Святом Мартине и его поступке, а Святой Мартин и театральная группа – показывают действие...
Даже мамочки с грудными детишками всегда выходят на этот праздник и обязательно с огоньками или фанариком – латерней.
Пока дети смотрят представление – родители попивают вот в этой палатке горячий глювайн (глинтвейн).
В конце представления детям раздают бесплатно вот такие сумки
А ещё принято на праздник Святого Мартина поедать так называемого «Векманна», который бесплатно раздается детям.
Векманн
После процессии и католического представления вся собравшаяся толпа детворы - мчится к палаткам за сумками или пакетами с подарками, в которых лежит сдобный Векманн, копченая сосиська, фрукты и сладости.
А теперь начинается самый смак праздника - вся эта ребятня, с традиционными песнями, ходят после шествия по ближайшим магазинчикам, булочным, кафе, парикмахерским, по квартирам соседей, где для них заранее готовят сладости на раздачу.
Каждый может собрать приличный кулек!
К попрошайничеству это никакого отношения не имеет. Святой Мартин считается покровителем бедняков.
Самая знаменитая история о нем рассказывает, как он отдал свой плащ мерзнущему бедняку. Отсюда и возник обычай дарить детям сладости в этот праздник. И угощать бедных.
Это пение выглядет так, т.к. дети собираются произвольными группами и каждый поет на свой лад..
И главное – везде, где что – то открыто: парикмахерская, мороженное или мастерская – если ребенок пришел с традиционной песней про фонарик (латерну) – ему обязательно дадут какое – то угощение или игрушку...
В Интернете много можно найти об этом времени. Но если поразмышлять, в чем же смысл, я про тот тонкий смысл: Дня святого Мартина?
На улице становится все темнее. Все темнее, жестче становится и внутри. У души есть много возможностей "заснуть" в это время. И тут наша задача- не пропустить "светлое" внутри, не загасить его, увидеть его во внутренней темноте и поддержать.
И тогда наш маленький свет разгорится и станет видимым, причем не только видимым, но и невидимым станет виден - маленький свет разгорится и станет Светом в темном мире внутри и снаружи.
Вот и загораются по всей Германии и других странах факелы и фонарики, чтобы сказать друг другу и миру: я тут, я помню о тебе, чтобы встретить Рождение Света в нужное время, чтобы оставаться живым душой.
Одиннадцатое ноября оказалось удачным числом для масштабного праздника. С одной стороны, к этому моменту наконец заканчивался сбор урожая, созревало молодое вино, забивали перед зимой скот.
День святого Мартина стал важной для крестьян датой: начинался новый финансовый год, заключались сделки и договоры, выплачивались долги и проценты, работники получали жалованье и могли поменять хозяев.
Получался праздник, похожий по сути на День благодарения в Америке. Его широко отмечали по всей Европе, и в каждой стране возникли свои обычаи.
Эта ноябрьская символика света уходит куда-то в глубину веков. Именно в это время
кельты отмечали Самайн – праздник окончания одного сельскохозяйственного года и начало следующего; он связан с древнейшими обычаями возжигания нового огня. В это время жгли костры, проводили очищение огнем.
У кельтовэтот обычай связан с тем, что на ноябрь приходится новый отсчет времени. Во время солнцестояния (скандинавский Йул, славянские святки) обычай возжигания связан с призыванием «нового» солнца из самой долгой ночи.
В кельтских странах до XX века сохранялся обычай, когда все очаги в селении гасились, все жители выходили за околицу и самый старший зажигал огонь, лучинки и угольки от которого каждый нес в свой дом. Вероятно, это тоже выглядело как шествие.
В Португалии жарят на улице каштаны, в Австрии подают на стол гуся и пекут печенье, в Польше пекут рогалики, а на Мальте детям дарят мешочки со сладостями и сухофруктами.
С другой стороны, этот день знаменовал начало сорокадневного поста перед Рождеством (который со временем стал короче), и традиции праздника стали напоминать весенние карнавалы задолго до Пасхи.
В городах устраивали театрализованные шествия и разыгрывали сцену с Мартином, его красным плащом и нищим.
Именно эти мотивы разгораются в истории святого Мартина, который однажды в темным ноябрьским вечером обогрел нищего куском своего плаща, который рассек мечем.
Фонарики в праздник святого Мартина призваны помочь людям пережить холод и темноту наступающей зимы.
Гори, сияй мой фонарик,
С тобой я вместе иду.
На небе звезды сияют,
А мы сияем внизу.
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой.
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой.
Не страшен вечер нам поздний,
Не страшен сумрак ночной.
Горят у ангелов звезды,
Горит фонарик мой.
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой.
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой.
Хоть мы уже и взрослые, но когда видешь эти огоньки, так приятно и радостно становится на душе...
Ощущение, что приближаются праздники... Предновогодние дни...
Дни исполнения желаний, веры в чудеса и сказки!
Чудесной и сказочной всем зимы!
Будьте здоровы!