Кинолента
«Человек-амфибия» на многие годы стала для советского зрителя воплощением свободной, пахнущей морем романтики. Неудивительно, что чиновники от кино сильно недолюбливали эту картину, считая ее слишком западной, слишком вольнодумной и вообще слишком...
Сценарий фильма "Человек-амфибия" пролежал на студии "Ленфильм" около 10 лет, прежде чем режиссер
Владимир Чеботарев и оператор
Эдуард Розовский взялись за его воплощение на экране. Снять фильм по знаменитому роману Беляева было заманчиво, но технологически невероятно сложно, и поэтому ни один режиссер не решался на подобную авантюру. Еще в конце 1940-х годов голливудские кинематографисты заинтересовались Человеком-амфибией с целью экранизировать книгу, но посчитали проект неосуществимым и отказались от его воплощения. У Розовского и Чеботарева идея экранизации романа об Ихтиандре возникла во время работы над предыдущей их совместной картиной
"Сын Иристона", ставшей для обоих дебютом в кино. Владимир Чеботарев к тому времени имел некоторый опыт съемок под водой для научно-популярного кино. Чеботарев решил разбить каждый подводный эпизод с участием актеров на несколько непродолжительных частей со сменой плана, на съемку которых уходило бы не более 1-2 минут, на которые исполнители ролей смогли бы задержать дыхание, а в перерывах имели бы возможность подышать воздухом из аквалангов.
Эдуард Розовский изобрел и изготовил целый ряд оригинальных приспособлений для подводных съемок. На съемках "Человека-амфибии" впервые использовались герметичные боксы для камер, изготовленные по заказу в специальных мастерских. Также Розовский придумал трапециевидный раструб из сетки и с задней стенкой из оргстекла, который закреплялся перед объективом камеры. Черное море не так богато подводными обитателями, как, например, Красное, и несколько плавающих в раструбе рыбок очень «оживляли» кадр, создавая впечатление густонаселенных морских глубин. К сожалению, многие из изобретений оператора оказались впоследствии невостребованными.
«Мне не раз говорили, что, работай я в Голливуде, стал бы миллиардером, — с горькой иронией говорил Эдуард Александрович. — Но в СССР мои подводные наработки оказались никому не нужны. Я предлагал снимать картины о подводном флоте, сюжеты о морских обитателях, у меня была обученная группа людей, готовая техника. Но все рухнуло. После выхода Человека-амфибии опыт подводных съемок выбросили на помойку».
Перед тем как приступить к съемкам на открытой воде, вся съемочная группа прошла курс обучения подводному плаванию в Институте физкультуры имени П. Ф. Лесгафта в Ленинграде. Особенно непросто пришлось
Анастасии Вертинской, которая совсем не умела плавать.
Огромная работа была проделана художниками-декораторами, которые на славу потрудились не только над созданием подводных пейзажей, но и над организацией «земных» сцен. Живописные водоросли и кораллы были изготовлены в мастерских "Ленфильма", а морские и океанические раковины покупались у коллекционеров по всей стране.
Чтобы воссоздать заграничную жизнь, были взяты напрокат у владельцев несколько десятков ретро-автомобилей, а в «роли» "Медузы" снялась старая рыбацкая шхуна, специально для съемок доставленная из Финляндии. Художникам по костюмам также пришлось проявить немало изобретательности, чтобы герои фильма выглядели не просто элегантно, а были настоящими «фирмачами». Пробковые шлемы, сомбреро, шейные платки, изысканная обувь, белые костюмы – все это призвано было подчеркнуть латиноамериканскую экзотику.
При создании платьев Гуттиэре дизайнеры одежды черпали вдохновение в нарядах актуального в то время стиля «new look» Кристиана Диора (Christian Dior), который в 1959 году показывал в Москве свою коллекцию. Отдельная история связана с созданием подводного костюма для главного героя фильма. Эдуард Розовский рассказывал:
«Для Ихтиандра придумали комбинезон из эластичной ткани (из которой делали плотные женские колготки). Из старой кинопленки вырубили чешуйки (10 000 штук), покрасили их перламутровой краской и вручную нашили на комбинезон. Таких костюмов сделали четыре. Художники Всеволод Улитко и Тамара Васильковская придумали форму очков, шлем, плавник на костюме. Сначала думали, что в шлем сможем поместить какой-нибудь баллончик с кислородом для автономного дыхания, но не вышло».
Никакие технические ухищрения и самые роскошные костюмы не спасут картину, если в ней играют плохие актеры, а в главных ролях в "Человеке-амфибии" снялись молодые, красивые и талантливые
Владимир Коренев,
Анастасия Вертинская и
Михаил Козаков.
Главным критерием, которым руководствовался режиссер в подборе кандидатов на роль Ихтиандра, были глаза.
«Когда мы начали подбирать актеров, я объявил помощникам: «Мне нужны молодые люди с морем и небом в глазах»», — вспоминал Владимир Чеботарев.
Юношу с «морем в глазах» ассистенты режиссера нашли в ГИТИСе. Им оказался студент выпускного курса, уроженец Севастополя, сын контр-адмирала Владимир Коренев.
«Мне было 20 лет», — рассказывал Владимир Борисович. – «Я учился в ГИТИСе, на дипломный спектакль "Ночь ошибок" пришла ассистент по актерам с "Ленфильма", я ей очень понравился. Она пригласила меня на пробы, как только режиссер их увидел, сразу же главного героя искать перестали». Анастасия Вертинская к моменту начала работы над фильмом училась в девятом классе. Юную актрису отпустили на съемки с условием, что она будет посещать занятия и сдаст выпускные экзамены в одной из школ Баку, где снимались сцены с ее участием.
Михаил Козаков, сыгравший одного из самых обаятельных злодеев советского кино Педро Зуриту, не любил вспоминать свою роль в "Человеке-амфибии":
«Был такой фильм-фельетон, который начинался так: «В коротких тропических штанишках, в пробковом шлеме на своей шхуне "Медуза" стоит красавец дон Педро Зурита». И когда я приходил в театр "Современник",
Олег Табаков (тогда веселый, молодой) говорил: «В коротких тропических штанишках на своей шхуне "Медуза"...» — «Лелик, прекрати!» Издевались».
Что касается «надводной» части съемок, то велись они, как известно, в Баку.
Почти полвека назад по мощенному лабиринту Бакинской крепости во всю прыть удирал от полиции красивый юноша Ихтиандр.
На время съемок Ичери шэхэр превратился в жаркий латиноамериканский городок. Впоследствии многие зрители в СССР пребывали в уверенности, что съемки происходили на Кубе — так убедительно выглядели неоновые рекламы, вывески на улицах и т.д., коими умелые художники и дополнили и без того экзотический вид Крепости. А в кафе «Наргиз» на Парапете легкомысленная девица беспечно распевала:»Эй, моряк, ты слишком долго плавал!».
Помимо Ичери шэхэр, в фильме «засветились» также Приморский бульвар и пансионат КГБ.
Исполнители главных ролей — ослепительно красивые Владимир Коренев и Анастасия Вертинская в свободное время гуляли по набережной. Некоторые из бакинцев до сих пор вспоминают, как случайно познакомились с артистами. Одна такая встреча произошла, например, в кафешке, где к матери с очаровательным кучерявым и глазастым ребенком подсела симпатичная девушка, сама начала разговор, играла с малышом, рассказала, что приезжая, и лишь под конец выяснилось, что она — дочь «того самого» Вертинского и в нескольких шагах от кафе вовсю идут съемки. А отца одной из моих знакомых, очень сильно походившего на Ихтиандра, всю молодость преследовали одним и тем же вопросом:»Это вы в «Человеке-амфибии» снимались?».
Вот такой фильм, воплотивший в себе дух шестидесятых. Он стал частью истории и нашего Баку.
Бакинские тайны фильма "Человек - амфибия"
История создания фильма "Человек-амфибия" сама по себе достойна отдельного увлекательного сценария. Режиссер фильма "Человек-амфибия" Владимир Чеботарев как-то рассказывал, что, когда ассистенты по всему Советскому Союзу разыскивали актеров на главные роли, он дал им установку: у Гуттиэре в глазах должно быть небо, а у Ихтиандра - море. Все подводные съемки, в основном, проводили на Черном море, в местах с самой прозрачной водой - в Голубой бухте Севастополя, на песчаных отмелях Судака, в подводных гротах Коктебеля и бухте Ласпи.
Как Баку стал латиноамериканским городом
А земная часть фильма снималась в Баку в Ичери Шехер. Старые кварталы древней части Баку стали далеким латиноамериканским городом, режиссеры вывесили возле Девичьей башни логотип PHILIPS, так Баку превратился в заграницу.
"Человек-амфибия" стал первой советской картиной, в которой использовались подводные съемки. Многие наверняка помнят сцену, когда на красавицу Гуттиэре нападает акула. Но мало кто знает, что роль хищника, а точнее, его плавника сыграл актер - мастер комбинированных съемок Олег Николаев.
" Эта сцена снималась в специальном бассейне недалеко от Баку, - вспоминает Олег Леонидович. - На экране же создавалось впечатление, что актеры находятся в открытой воде. Вся роль заключалась в том, чтобы плыть под водой, держа на вытянутой руке тот самый плавник весом более пяти килограммов. Самым сложным было задержать дыхание под водой. Съемки сцен с моим участием длились недолго, поэтому в воде я находился без акваланга. Как и Анастасия Вертинская. Она горела желанием работать и ради съемок научилась блестяще плавать".
Во время съемок фильма "Человек-амфибия" Ихтиандр Владимир Коренев чуть не погиб: " От съемок в Баку у меня на всю жизнь осталось ощущение радости и молодости. И "диковинные рыбы, которых не встретишь даже в самой волшебной сказке". А ведь был на съемках момент, который мог окончиться для меня трагически. Помните, как злодей Зурита (Михаил Козаков) отправлял Ихтиандра искать жемчуг? Так вот, я прыгал в море с пристегнутой цепью, которая хотя и была тонкой, но все же весила килограммов 30. Обычно ее свободный конец держал в руке матрос, стоявший на палубе, но однажды он выпустил ее из рук. Глубина в месте съемок была около 50 метров, я тогда почувствовал, как цепь неумолимо тянет вниз, а отстегнуть ее было невозможно. Меня спасло то, что в воде находился оператор, который увидев, как в кадре прошел незакрепленный конец цепи и быстро сориентировался. Он утопил камеру, но поймал конец цепи…"
Каскадеры и дублеры
Помните сцену, когда Ихтиандр прыгает в воображаемом Буэнос-Айресе с одной крыши на другую? Феноменальный прыжок выполнил акробат-китаец из цирка. При приземлении он отбил себе ноги (между крышами было расстояние 6-8 метров). После съемок его увезли с опухшими конечностями, заплатив бешенные по тем временам деньги - 200 рублей (для сравнения - режиссер за картину получал 800). Что не получилось у акробата, удалось у участника съёмок, оператора Мирона Темиряева:
" Я тоже как-то пробовался дублёром, когда снимали сцену погони Ихтиандра. Представьте себе старый город-крепость Баку, узенькие улочки на ширину вытянутых рук. Четырёхметровый прыжок с одной крыши на другую пригласили исполнить артистов цирка. Те приехали, понастроили страховочных сооружений и начали работать. Прыгнули раз-другой - и всё неудачно: долететь до противоположной крыши никак не удавалось, срабатывала амортизация тех самых страховочных приспособлений. Я не выдержал, решил прыгнуть сам. Разбежался, оттолкнулся от подкидной доски и взмыл ласточкой в воздух. Приземлился по всем правилам - с кувырком... Вуаля! Реакция была неописуемая. Они же не знали, что у меня первый разряд по прыжковой акробатике!"
На глубине снимался вовсе не актер Владимир Коренев, сыгравший человека-амфибию, а - чемпион по подводному спорту Анатолий Иванов. Случилось это в Баку во время съемок эпизода побега Ихтиандра из тюрьмы. Коренев тогда сильно заболел после купания в фонтане (помните кадр, после того, как герой раздал беднякам рыбу, отобранную у злобного торговца?), поскольку накануне сильно перегрелся на пляже, и тут человека-амфибию просквозило... Режиссер Владимир Чеботарев присмотрелся повнимательнее к Анатолию Иванову, который ранее только плавал вместо Ихтиандра, и сказал: "А теперь еще и побегать за него придется!" Что же, Анатолий Иванов согласился, только прямо в камеру не смотрел, старался по возможности отворачиваться. Хотя, на самом деле, Иванов был очень похож на Коренева - тот же цвет волос, одинаковый рост и фигура, а глаза так вообще не отличить!
"К слову, похожая история была и с Настей Вертинской, игравшей возлюбленную Ихтиантра - Гутиэрре. Плавала она чуть лучше Коренева, но нырять боялась. Она долго категорически отказывалась прыгать с корабля, где держали в заточении Ихтиандра, и лишь после того, как увидела свою дублершу - довольно пышную даму из Баку, заявила: "Уж лучше я утону, чем позволю ей себя играть!" И - нырнула довольно хорошо. Видимо, разозлилась сильно, что никого получше ей на замену не нашли... Впрочем, обучением Насти больше занимался чемпион страны по плаванию Рэм Стукалов, нежели я," - вспоминает Анатолий Иванов.
Баку чуть было не разрушил семью Ихтиандра
Владимир Коренев стал кумиром сразу же после выхода на экраны фильма "Человек-амфибия". Увидев безумную любовь к актеру всех советских прелестниц, миллионы юношей стали подражать сногсшибательному Ихтиандру: в моду у стиляг вошли белые брюки и длинные волосы. При этом поклонницы брали штурмом стены ГИТИСа, в котором учился Владимир Коренев. К такой славе он не был готов, и семейная жизнь артиста дала трещину. Устав от преследований поклонниц мужа, Алла была готова подать на развод. Но Владимир не собирался терять любимую женщину и настоял на сохранении брака. С тех пор прошло сорок восемь лет. В семье актера выросла красавица-дочь Ирина, подарившая своим родителям чудного внука Егора. Вспоминает супруга Коренева
Алефтина Константиновна:
" В мае Володя уехал в Баку на съемки "Человек-амфибия", а я осталась в Москве. Однажды иду по улице Горького в грустных думах. Вроде мужняя жена, а одна. Встречаю Мишу Козакова, и он меня спрашивает: "Ты почему не в Баку? Смотри, Алка, там вокруг твоего Коренева уже вьются некоторые". В Баку я прилетела очень вовремя. Выяснилось, что муж скрыл свою женитьбу от съемочной группы. Не знала об этом и молоденькая Настя Вертинская, с которой он закрутил "служебный роман". Я хотела тут же вернуться в Москву и подать на развод, но меня остановили мудрые жены коллег: "Куда ты, глупая? Володе нужно хорошо питаться, и ты должна быть рядом". Я осталась и потом поняла, что, пересилив обиду, добилась почти невозможного. Володя - ветер, который очень трудно ухватить, а я это сделала".
Шлягер
В этом фильме дебютировал и композитор Андрей Петров, слова из которой "Нам бы, нам бы всем на дно. Там бы, там бы пить вино" стали шлягером 60-х, вспоминает режиссер фильма Владимир Чеботарев:
" Дело в том, что сначала был другой композитор. Пестуя молодого режиссёра, мне посоветовали большого композитора, преподавателя Гнесинки, руководителя курса, который начал писать мне музыку. Когда он прислал несколько кассет в Баку, где мы тогда находились, и я соединил её с уже готовыми текстами, то понял, что моему фильму конец. В этой музыке не было той романтики, которой я хотел, той стильности и современности. Я понял, что мне нужно с этим композитором расставаться. И тогда я решился, к великому возмущению музыкального отдела студии, расторгнуть с ним договор. Я был знаком с Петровым, он был, как и я, ленинградец. Привёз его в Баку, показал материал. И через десять дней он прислал две кассеты потрясающей музыки к песням и основную музыкальную тему фильма. Я, в некотором роде, дал путёвку в жизнь этому замечательному композитору".
Трагедии за кадром
В фильме "Человек-амфибия" звучит мрачноватая песня: "Уходит рыбак в свой опасный путь, "Прощай", - говорит жене. Может, придется ему отдохнуть, Уснув на песчаном дне". Ее исполнил тогда еще подававший большие надежды молодой азербайджанский певец Эльман Расул-заде. Его судьба трагична. Темным бакинским вечером он и его приятель защитили девушку от уличной шпаны. Эльман вступился за девушку, завязалась драка, в ход пошел нож. Один из участников драки получил ножевое ранение. Толпа разбежалась при первых признаках случившегося, а подоспевшая милиция арестовала склонившегося над раненым певца. Суд отправил его в тюрьму, из которой он вышел с туберкулезом. О возвращении на эстраду не могло быть и речи, Эльман работал на стройках и любой сдельной работе. Семьи он так и не создал, друзей не стало. Под конец жизни прикованному к постели певцу некому было подать стакан воды. И однажды весной исполнитель хита "Человек-амфибия "свел счеты с жизнью - облил себя керосином и поджег одну из трех последних оставшихся у него спичек. По злой иронии судьбы, сгоревшая холостяцкая квартира Расул-заде располагалась в "Ичери-шехер", где снимали эпизод фильма.
Уже нет в Баку и кафе "Наргиз", где исполняли другой хит - "Эй, моряк, ты слишком долго плавал". Мало кто помнит, что это кафе назвали в честь обворожительной загадочной бакинки, женщины сложной судьбы: восторженных поклонников, славу неприступной женщины и богатство сменил долгий тюремный срок - Наргиз обвинили в валютных махинациях.
По материалам сайтов vokrug.tv, trend.az, ourbaku