Сегодня самым кассовым фильмом всех времен и народов признан
"Аватар" Дэеймса Кэмерона, который с момента выхода на большие экраны в 2009 году собрал в прокате почти 3 миллиарда долларов. На втором месте находится другое знаменитое творение Кэмерона -
"Титаник", сборы которого перевалили за 2 миллиарда. Но и у советского кино, которое не располагало ни огромными финансами, не знала про спецэффекты, были свои лидеры. Появившись на больших экранах в 1980 году, картина
Бориса Дурова "Пираты XX века" собрала 90-миллионную зрительскую аудиторию. Даже мелодраму
Владимира Меньшова "Москва слезам не верит", которая вышла в прокат в том же 1980-м, посмотрели 84,4 миллиона человек.Феномен "Пиратов" объяснялся просто: это был первый советский кинобоевик, действие которого держит в напряжении с первой до последней минуты. Для неискушенного советского зрителя такие фильмы были в новинку. К тому же, действие разворачивалось в бескрайних просторах южных морей, у пиратов была экзотическая внешность, и демонстрировали они невиданные боевые искусства. На самом деле съемки проходили в акватории Азовского моря, играли в фильме советские актеры, а демонстрировали они приемы карате, первые клубы по изучению которого появились в московских вузах еще во времена хрущевской "оттепели".
Уран заменили опиумом
В основу сценария картины «Пираты XX века» положена реальная история. В конце 1970-х годов в «Известиях» была опубликована заметка о нападении современных пиратов на итальянское судно, перевозившее урановую руду. Морские грабители похитили 200 тонн груза и убили всех членов экипажа. Узнав об этом происшествии,
Станислав Говорухин загорелся идеей снять фильм, в котором советские моряки противостояли бы морским «джентльменам удачи». Вместе со своим другом, режиссером Борисом Дуровым, Говорухин сел за написание сценария, в ходе работы над которым было решено, что ставить фильм по нему будет Дуров, так как Говорухин в то же самое время начинал съемки сериала
«Место встречи изменить нельзя». Борис Дуров рассказывал позднее о том, как их с Говорухиным замысел воплощался в реальность:
— Мы сразу отказались от излишней сентиментальности. Задумали кино о русских мужиках, которые способны защитить своих женщин, свой корабль. В те годы сценарий будущего фильма должен был пройти цензуру. Тут-то нам и зарубили уран. Тогда мы предложили «погрузить» на корабль опиум для фармацевтической промышленности — товар на миллионы долларов. Поднялся такой шум: никаких наркотиков, это пропаганда! Я разозлился: «Это же для фармацевтической промышленности! Наркотики, говорите, нельзя? А что же везти кораблю: пустые бланки партийных билетов? Потеря партийного билета — тяжкое преступление». В общем, опиум мы отстояли.Много споров вызвали драки советских моряков с пиратами, в которых применялись приемы карате. Этот вид спорта в советское время находился под запретом, и представители цензуры пытались сократить присутствие в кадре таких сцен до минимума. Консультантом и постановщиком боев в съемочную группу был приглашен известный в Советском Союзе мастер восточных единоборств
Тадеуш Касьянов, который сыграл в картине роль боцмана. Несмотря на все трудности, которые возникали на пути картины к зрителю, фильм всё же вышел на экраны и добился рекордных показателей.Съемки фильма проходили с апреля по август 1979 года в Крыму: в Новом Свете (Разбойничья бухта, Голубая бухта, Царский пляж), в окрестностях Коктебеля и около поселка Оленевка (мыс Тарханкут). Погрузку на «Нежин» опиума снимали в порту Мариуполя, в то время носившего название Жданов. Кадры, когда сухогруз идет через Тихий океан во Владивосток, сняты в Азовском море. Эпизод спасения женщин из библиотеки был снят в бассейне гостиницы «Ялта-Интурист», где были установлены декорации судовых коридоров и лестниц, затопленных после взрыва.
Николай Еременко-младший, исполнитель роли стармеха Сергея, вспоминал о съемках этой сцены: — Кажется, что всё это несколько длиннее, чем есть на самом деле. Ничего там страшного нет, страшно было другое — что снимали это неделю в бассейне. По семь часов я сидел в воде, и не просто сидел, а всё время надо было нырять, нырять, нырять… И тогда уже из носа кровь шла не искусственная, а моя личная, и часто прекращали съемку, чтобы остановить мне кровь. А мои друзья, коллеги издевательски шутили: «Ну ты, Коля, как закончишь, подходи к нам, отдохни. Мы тебя будем ждать в соседнем бассейне, вместе поныряем». Актер также рассказывал, что принимавший фильм министр кинематографии перед погружением Сергея под воду набирал в легкие воздух и задерживал дыхание на всё время, что длился эпизод.
Зато после выхода фильма в прокат Николай Еременко был признан актером года и надолго стал секс-символом - мечтой всех советских женщин.
"Родом" из Мариуполя
Начало "Пиратов ХХ века", где на корабль грузят этот самый опиум, снимали на пятом причале Ждановского порта (ныне - Мариупольский торговый порт, Украина) в мае 1979 года.
Корабль "Нежин", который половину фильма честно служит советской команде, а потом трагически гибнет в огне, - тоже мариупольский. Это сухогруз "Фатеж" Азовского морского пароходства. Во время съемок корабль не пострадал. Он много лет затем прослужил в пароходстве, был капитально отремонтирован в 1985 году, после чего отправился в Севастополь - в Черноморское пароходство.
Второй корабль, который зрители видят в фильме, а именно быстроходный пиратский "Mercury", тоже имел мариупольскую "прописку". В роли пиратского судна "снялся" теплоход "Адмирал Лунин" из Азовского морского пароходства. "Адмирала Лунина" после съемок продали в Грецию, где он служил до 1999 года, пока не погиб от взрыва.
Режиссер Борис Дуров вспоминал: "Мы жили в Жданове (ныне - город Мариуполь) в отеле, неподалеку от порта… На завтрак съедали половину стакана сметаны с какой-либо булочкой, выпивали разбавленный кофе и на пароход… Поднимаемся на пароход с нашим начальником, там нас шумно приветствует капитан, и обычно зовет в кают-компанию. Как всегда, я увлекаюсь: "Зачем?" А он: "Завтракать". Известно, что я уточняю: "Только мы?" "Да вы что?! Всю компанию зовем!" Так нас кормили на пароходе аппетитными завтраками и обедами целый месяц - все потолстели".
"Мину" так и не нашли
Большинство же сцен фильма снимали в разных местах Крыма: в Новом Свете (Разбойничья бухта, Голубая бухта, Царский пляж), в Коктебеле и около поселка Оленевка (мыс Тарханкут). Например, крушение ограбленного пиратами сухогруза "Нежин" снимали в море - напротив знаменитой горы Кара-Даг в Коктебеле. Пожара на судне, конечно же, в реальности не было. Для его имитации на палубе подожгли смолу в тазах.
"Когда мне заказали съемку сцены с "рогатой смертью" - донными минами, я на Тарханкуте работал над другой картиной, - рассказывал крымский мастер спецэффектов Валерий Павлотос. - Борису Дурову с актерами пришлось переходить на кораблях из Нового Света к нам на мыс. Деревянные плавучие макеты пяти мин уже были готовы и лежали на палубе одного из судов. Когда же они проходили в районе Севастополя, попали в шторм, и один муляж смыло в море. Мы сообщили об этом руководству Черноморского флота. Военные закатили скандал: мол, как так, рядом с базой плавает "мина", вдруг это дестабилизирует судоходство в районе. Но "мину" так и не нашли".
12 часов швыряли на бетон
На роль кровожадного пирата Салеха пригласили актера
Талгата Нигматулина. Родом он был из Киргизии, но благодаря утонченным экзотическим чертам лица вполне мог играть роли уроженцев заморских восточных государств. Так уж получилось, что образ пирата стал первой и последней "звездной" ролью Нигматулина: актер трагически погиб пять лет спустя после выхода "Пиратов" на экраны. Тайна его смерти от рук сектантов так и осталась до конца неразгаданной.
Именно Нигматулин в фильме демонстрировал искусство карате. Ведь он с детства был увлечен этим видом спорта и даже стал чемпионом Узбекистана. В фильме он со своим кинопротивником Николаем Еременко (кстати, в жизни актеры были друзьями) дрался по-настоящему. И Нигматулин, и Еременко отказались от дублеров и каскадеров. "Травмы, полученные на тех съемках, сказываются до сих пор, - вспоминал Еременко. - Напоминают о себе выбитые кости: локти, таз. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные и работали без всяких дублеров. Помню нашу драку с Талгатом Нигматулиным . Снимали с трех точек и не одновременно, а по очереди, поэтому съемка затянулась на целый день. А дрались мы на бетонном полу. Скажу, что удовольствие ниже среднего, когда тебя в течение двенадцати часов со всей силы швыряют на бетон".
Брежнев переживал "за наших"
Фильм мог бы выйти на экраны в тот же год, в какой его начали снимать - в 1979. Но киношное начальство не решалось выпускать его во всесоюзный прокат. Слишком много было там сцен жестокости и насилия. Чего стоила лишь та, в которой пират Салех пожарным топором убивает радиста. Или когда он избивает плеткой пленную буфетчицу. "Пираты XX века" были запрещены к показу и отправлены "на полку". Но кассета с фильмом все-таки попала на дачу к Брежневу. Напомним, в советские времена генсеки предпочитали знакомиться с новинками кино в домашней обстановке - обычно смотрели новые фильмы по выходным, на дачах с семьями. Говорят, Леонид Ильич так переживал "за наших", что фильм быстро сняли "с полки" и отправили в триумфальное шествие по экранам СССР.Николаю Еременко, как он потом вспоминал, даже не заплатили как каскадеру — за трюки. На гонорар он смог купить только цветной телевизор «Рекорд» и пакистанский ковер. Зато после премьеры Еременко проснулся знаменитым. Однажды, когда Москву украшали афиши с рекламой фильма, артист проехал на своих «жигулях» на красный свет. Его остановил работник ГАИ: «Нарушаем, гражданин. Ваши документы!» — «Отпустите, пожалуйста, очень спешу. Больше не буду нарушать, — упрашивал Николай. — Ну посмотрите на меня. Вы меня не узнаете? Сейчас идет фильм «Пираты ХХ века», я там играю главную роль». Инспектор ГАИ выписал штраф cо словами: «Ты и ездишь, как пират!»
После выхода фильма молодежь заболела карате. Повсюду создавались секции — сначала в спортзалах ПТУ, а потом в школах и вузах.
Нет в живых красавца Николая Еременко – ушел из этого мира в 52 года. «Боцман» Тадеуш Касьянов жив и занимается в Москве своим любимым делом – карате. По жизни он не актер, а тренер и общественный деятель. Расспросы о своих знаменитых коллегах по «Пиратам», судя по опубликованному, его уже нервируют.Спустя четыре года после шумного триумфа «Пиратов XX века» при толком невыясненных до сих пор обстоятельствах погиб Талгат Нигматуллин — «Салех». Лидеры религиозной секты, которые как раз массово «входили в моду» в 80-е годы, убили его, когда он отказался подчиняться. Боялись за свой авторитет перед «паствой»… Всю жизнь Нигматуллин играл отрицательных героев.
Играл мастерски — взять хотя бы садиста Салеха, выдрессированного убийцу без нервов. Внешность мрачного восточного красавца не позволяла иного. В жизни же был абсолютно светлым человеком, мечтателем, философом и поэтом…
Фильм стал самым кассовым за всю историю российского кино (87 миллионов зрителей за первый год демонстрации). А Николай Еременко, исполнивший главную героическую роль, на долгие годы превратился в кумира молодежи и подростков.
В 2000 году Тадеуш Касьянов (ныне — президент Всероссийской федерации рукопашного боя) и Николай Еременко решили снять продолжение «Пиратов ХХ века». Съемки отложили из-за проблем с финансированием. А в 2001 году не стало Николая Еременко.
— Наверное, к лучшему, что фильм не состоялся, — говорит Тадеуш Рафаилович. — Продолжение популярных картин почему-то редко бывает удачным. Вряд ли мы смогли бы переплюнуть прежних «Пиратов…». И нам точно не хватало бы Талгата…
Последней работой Нигматулина в кино стал фильм
Семена Арановича «Противостояние». После окончания съемок актера спросили, не боится ли он погибнуть, поскольку на площадке часто рискует жизнью. «Нет, — ответил актер. — Но если погибну, надеюсь, люди меня не забудут и кто-нибудь в память обо мне зажжет свечу».
По материалам rg.ru, 1001material.ru