История создания фильма «Москва слезам не верит»
«
Москва слезам не верит» — советский художественный фильм. В 1981 году фильм удостоен премии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Лидер проката 1980 года в СССР (около 90 млн зрителей). Премьера фильма состоялась 11 февраля 1980 года по телевидению.
Название для своего фильма «Москва слезам не верит» сценарист
Валентин Черных позаимствовал из русского фольклора, из выражения: «Москва бьет с носка и слезам не верит»
Поначалу автор показал свой сценарий режиссерам-«тяжеловесам», но никого из них он не заинтересовал.
– Я на сценарий тоже не сразу среагировал, – вспоминает режиссер
Владимир Меньшов. – Единственное, что меня привлекло, – это замечательный ход, когда Катерина (
Вера Алентова)заводит будильник, а просыпается уже через несколько лет и будит взрослую дочь. Я даже подумал вначале, что просто пропустил несколько страниц. А когда понял, что это такое решение – прыжок в 20 лет, то сразу захотел придумывать, как бы я стал снимать картину. Появилась сцена со Смоктуновским, который «поздновато начинает» актерскую карьеру. Она, как мне кажется, ключевая для всего фильма. Придумал историю с хоккеистом Гуриным (
Александр Фатюшин), который влюбился в Людмилу, героиню
Ирины Муравьевой, с причудливыми изгибами его судьбы и пр.
Съемки фильма начались в 1978 году. Но ничто не могло смыть с него клейма немодности, наложенного передовым общественным мнением. В картину не верила даже съемочная группа. Все говорили: ну что мы снимаем? Вон на соседней площадке Абдрашитов что творит! А мы тут чем занимаемся – непонятно… И все же Меньшову удалось довести дело до конца.
На роль сорокалетнего Гоши пробовали многих. В числе прочих – Виталия Соломина и Игоря Охлупина. Мало кто знает, что главную мужскую роль «примеривал» на себя и сам режиссер фильма «Москва слезам не верит» Владимир Меньшов. В конце концов, согласился играть Алексей Баталов, который сначала не хотел. Его утвердили без всяких проб, что случается, ой, как нечасто.
На роль Катерины приглашали Ирину Купченко и Маргариту Терехову. Но обе актрисы отказались. Купченко не понравился сценарий. А Терехова предпочла роль Миледи в «Трех мушкетерах». Тогда Меньшов предложил эту роль Алентовой. Для Веры Алентовой картина, по сути, стала дебютом…
Кстати, судьбы Кати Тихомировой и самой Алентовой во многом схожи. Обе приехали в Москву из провинции. Обе прежде, чем заработать в столице квартиру, намаялись в общежитиях. Алентова рожала дочь Юлю и растила ее, живя в общежитии Театра им А.С. Пушкина. А супруг Владимир Меньшов в это же время жил в общежитии ВГИК-а. И, как писал Маяковский, «семейная лодка разбилась о быт». Алентова и Меньшов приняли решение расстаться. Удивительно другое. — Прожив не один год врозь, Вера и Владимир вновь соединили свои судьбы. «То, что мы снова стали жить вместе, – большое счастье. Я уверена, что расставание пошло нам на пользу. Думаю, если бы мы не расстались тогда, то наверняка расстались бы позже. Но уже никогда бы не соединились», – считает Алентова.
– Когда определились с Алентовой, – рассказывает Меньшов, – то захотелось увидеть в роли Александры
Вавилову Наташу. Но ее родители были категорически против съемок. Они ее устроили на курсы в МИД. И Наташа даже не подходила к телефону. Мы начали съемки без Александры, и тут мне пришла в голову счастливая мысль попросить Баталова съездить к родителям Наташи. Мы позвонили в дверь, нам открыли, перед Наташиными родителями стоял Баталов. Естественно, они были потрясены. А Баталов даже не знал, о какой девочке идет речь, но, когда ее увидел, попросил родителей: «Отпустите, не такая уж у нее большая роль. Наташа сможет сниматься и учиться». Родители дали согласие. А в итоге Наташа бросила курсы, поступила во ВГИК и стала актрисой…
На роль Людмилы пригласили Ирину Муравьеву. Сама Муравьева признавалась, что на просмотре фильма расплакалась, такой вульгарной ей показалась ее героиня, но после оглушительного успеха фильма («Москва слезам не верит» завоевала «Оскара») Ирина Вадимовна успокоилась.
Принималась картина худсоветом «Мосфильма». Члены совета высказывались о картине довольно уклончиво, обвиняли Меньшова в том, что фильм сделан на грани пошлости. А директор «Мосфильма» Сизов в приватном разговоре с режиссером попросил вырезать из фильма наиболее откровенные моменты. «Гришин на даче посмотрит и скажет потом: «Опять у тебя любовью занимаются!» Однако Меньшов уперся и ничего сокращать не стал. Фильм пошел на дачи к высшему руководству страны. Чуть позже режиссер спросил у Сизова, как там Гришин, директор «Мосфильма» махнул рукой: «Да ладно Гришин! Брежнев в восторге!» На этом судьба фильма была решена.
Выход картины руководство «Мосфильма» решило приурочить к 8 Марта.
В течение первого года фильм посмотрели 85 миллионов человек. Фильм купили сто стран мира. В США первой наградой «Москвы…» стал приз прокатчиков Америки – купленный за 50 тысяч долларов фильм за 12 месяцев собрал 2,5 миллиона. По миру шли триумфальные премьеры картины, на которых неизменно отсутствовал один человек – режиссер Меньшов.
Приглашение на церемонию вручения призов Американской Киноакадемии – знаменитых «Оскаров» американцы прислали прямо на домашний адрес режиссера! Естественно, Меньшова не пустили. А после того как в Америке за наградой вышел атташе по культуре советского посольства, иностранная пресса раздула скандал: «Оскара» вместо невыездного Меньшова получил работник КГБ!
Сам режиссер о том, что стал лауреатом самой престижной кинонаграды мира, узнал не сразу. Непосредственно в день церемонии 31 марта он пытался слушать «Голос Америки», но «глушилки» в СССР работали исправно. Особенно в этот день. Меньшов так ничего и не разобрал. Телефонный звонок раздался утром 1 апреля, и Меньшов решил, что это чей-то розыгрыш. Но его пригласили в Госкино. Начальство, потупив взор, пробормотало: «Поздравляем, картина получила «Оскара».
На что Меньшов в запале воскликнул:
– Опять все профукали!
Картина, разнесенная в прах советской кинокритикой и чиновниками от культуры, стала поистине визитной карточкой нашего кино. Режиссера заваливали письмами тысячи «катерин», которых, по их словам, фильм вернул к жизни. В одном из писем мать-одиночка, признавалась, что оставшись без крыши над головой, с ребенком на руках, совсем уже отчаявшись, собралась наложить на себя руки, но… посмотрев фильм побороться с судьбой и в конце концов победить.
– Мы получали очень много писем. – Вспоминает Вера Алентова. – И почти в каждом были слова: эта история про меня. «История про меня» оказалась и в Канаде, и в Париже, и в Анголе, и в Гвинее. Это было так удивительно. Оказалось, что такая же судьба ожидает любую девушку, попавшую в столицу абсолютно любой страны земного шара. Наш фильм победил.
Фразы из фильма:
В квартиру всех пускать, никого не выпускать! (Николай.)
Вечер перестает быть томным. (Гоша.)
Все и всегда я буду решать сам. На том простом основании, что я мужчина. (Гоша.)
Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Жора, здесь проживает? (Николай.)
Особые приметы имеются? Ну, там, шрам на лице. – Есть. У него после аппендицита шрам. (Николай, Катерина.)
По материалам Википедии и ussr-kruto.ru