|
Редактор
 
Гуру Форума
Регистрация: 19.08.2012
Адрес: Золотистый остров бисерного Архипелага
Сообщения: 2,535
Репутация:  15480 
|
28 октября. Роман Григорьевич Виктюк
Неутомимый, неугомонный, избыточный, балансирующий
на грани между пошлостью и чистотой благородного звука,
между фривольностью и аскезой, взрывающий общепринятые
нормы, противоречивый и противоречащий сам себе,
влюбленный в жизнь, в театр, в свободу – таков он, Роман Виктюк.
"Любовь – вот основная заповедь природы человека. Другого ничего нет. Все остальное надумано государством, партиями, властями. Это все мусор, суета. Я первый приоткрыл ту завесу, которая годами прикрывала подлинность человеческой природы. Я вынес на театральную сцену любовь, ревность, томление, ожидание, подозрение. Я красиво обнажил не только душу, но и тело. И сделал это так, что одно без другого существовать не может".

Роман Григорьевич родился 28 октября в 1936-м году в тогда еще польском городе Львове. Глядя на то, как сын руководил дворовыми друзьями, ставя с ними спектакли и импровизации, родители догадывались, кем он будет. По окончании школы Виктюк стал студентом актерского факультета ГИТИСа, учился у Анатолия Эфроса и Юрия Завадского. В молодости начинающий режиссер успевал работать одновременно в Киевском и Львовском ТЮЗах и преподавать в студии Театра имени Ивана Франко. Хвалебных отзывов удостоились его первые спектакли «Все это не так просто», «Город без любви», «Дон Жуан».
В конце 60-х местом служения искусству для Романа Григорьевича был Театр юного зрителя в Калинине (ныне Тверь). Потом он поставил ряд спектаклей в театрах Вильнюса, Москвы. В числе самых известных — «Черная комната», «Принцесса и дровосек», «Валентин и Валентина» и «Любовь — книга золотая». Знают его творчество в США, Италии, Финляндии и Швеции.
Сейчас, в эпоху вседозволенности, публику сложно чем-либо удивить. А когда-то Роман Виктюк стал одним из тех, кто привнес в привычный всем театр долю эпатажности и скандала. У режиссера напрочь отсутствовало чувство страха. Он первым ставил Людмилу Петрушевскую, Александра Вампилова, Эдварда Радзинского и многих других, кого было велено «не пущать». И при этом умудрялся виртуозно обходить запреты, установленные на самом высоком уровне.
Американцы включили Виктюка в список 50 людей мира, оказавших влияние на вторую половину XX века. Он единственный иностранец, награжденный премией Института итальянской драмы за лучшее воплощение современной драматургии. Роман Григорьевич жил и творил по принципу «смелость города берет». Правда, такой напор иногда выходил боком. Так закрылся руководимый режиссером Студенческий театр МГУ, в котором начинал его студент по эстрадно-цирковому училищу Ефим Шифрин. Спустя годы с собственным видением искусства профессор Виктюк знакомил учащихся РАТИ (ГИТИС).
Десятки лет с афиш не сходили знаменитые «Служанки». Культовая постановка пережила три редакционные правки, получила мировое признание и обеспечила неизменный аншлаг в зале. Премьера прошла в столичном «Сатириконе», в первом составе актеров блистал Константин Райкин. Точным попаданием в сердце зрителя считали «Царскую охоту» с Маргаритой Тереховой, «Татуированную розу» с Ириной Мирошниченко, «Лолиту» с Валентиной Талызиной. Олег Ефремов опасался, что за «Украденное счастье» всю труппу попросту «пересажают». Критик, увидевшая «Ромео и Джульетту» в постановке Виктюка, заявила, что такую интерпретацию по силам представить молодому человеку не старше 19 — настолько все свежо и нереально.
В 2019 году театр Виктюка выпустил премьеру — спектакль «Мелкий бес» по одноименному роману Федора Сологуба. Это было третье обращение мастера режиссуры к произведению. Первые два состоялись в Таллине и московском «Современнике». В главной роли предстал Дмитрий Бозин, которого постановщик рассматривал как возможного своего преемника.
Заслуженный деятель искусств РФ (2003), Народный артист Украины (2006), Народный артист Российской Федерации (2009). В 1991 году Роман Виктюк получил премию "Maratea" Центра европейской драматургии. В 1997 году, единственный из режиссеров иностранного происхождения, был награжден международной премией Института итальянской драмы за лучшее воплощение современной драматургии. Награжден премией "Киевская Пектораль" и премией СТД Украины "Триумф". В США включен в категорию "50 людей мира, которые повлияли на вторую половину ХХ века". В 2011 году награжден медалью Алтайского края "За заслуги перед обществом" за вклад в развитие культуры и искусства региона.
...Раз мы противопоставляем жизнь и сцену, значим, предчувствуем, что сцена соседствует со смертью и любые вольности на ней допустимы. Голос актёров должен исходить откуда угодно, только не из их гортани: такую музыку нелегко найти. Грим, делая их "другими", позволит им любую дерзость: отрешившись от ответственности перед обществом, они обретут обретут другую, относящуюся к другому Порядку. Костюмы будут сделаны не для того, чтобы одеть актёров: сценические костюмы – средство устроить парад, во всех смыслах этого слова. Вы понимаете, какой красотой они должны обладать. Не городской красотой, а красотой, которая как грим, как смешенный голос, необходима для того, чтобы актёры могли броситься в приключение и одержать над ним победу, - Жан Жене.
Самый известный, самый скандальный спектакль Романа Виктюка — «Служанки». Впервые он был показан ещё в 1988 году, и о необычном режиссёре сразу заговорили все — даже те, кто был далёк от театра. Все женские роли играли переодетые мужчины. Одного этого было достаточно, чтобы шокировать публику. На Виктюка посыпались критические отзывы, но они только подлили масла в огонь — Виктюк стал звездой, и процесс оказался необратимым. Так получилось, что Роман Виктюк всегда ощущал некую внутреннюю свободу, не имел привычки пугливо озираться в ожидании «кто что скажет».
Моё знакомство с театром Виктюка началось с драмы "Служанки". Я была заворожена
волшебством спектакля, музыкой, пластикой и красотой мужского тела до экстаза...

"Саломея". Неспешная, тянущаяся, с постепенно нарастающей энергетикой, которая мелкими искорками сгущается до воспламенения в танце Саломеи! С этого момента весь спектакль меняет тональность и атмосферу... драматизм повествования достигает высшей точки накала - ужасаешься просьбе Саломеи в уплату за танец (при том, что содержание прочитано ранее) и хочется плакать... Я не видела женщины красивее Саломеи в исполнении Бозина, но с какой жестокостью и страстью идёт под руку красота!? Дмитрий Бозин пишет: "На пятом году я постиг, что все интересное мне в этом спектакле не нужно вообще никому. Сначала я не понимал этого, думал, что плохо играю, не могу убедить зрительный зал… Но когда начал анализировать видеозаписи разных спектаклей, пришел к выводу, что играю точно. Играю именно то, что слышу в этой истории. И если бы зрителям это было нужно, они бы тоже это услышали. Потом я еще пять лет ждал, что кому-то это все-таки понадобится. Сейчас понимаю, что не понадобится. И даже объяснять нечего! В «Саломее» мне виделись тени архаических цивилизаций – Египта, Греции…Теперь прихожу к выводу, что все это лишь мои фантазии о тех эпохах.... Думаю, что это вообще не должны касаться людей. А мне 10 лет было дано прикасаться к… невозможно описать! Это сильнее любого наркотика, разрушительнее, опаснее… Люди правы, избегая этого. И правы, когда общаются со мной как с представителем некой гламурной профессии – мужчиной, осыпанным блестками в золотых плавках и с накрашенным лицом, который танцует под тяжелый рок. Какой смысл вкладывается в эти танцы, они не замечают." - конец цитаты. Неправда, есть на свете то меньшинство, которое и определяет уровень вашей культуры. И когда Саломея просит исполнить своё пожелание - тени архаических цивилизаций ощутимо витают в атмосфере созданной Вашей игрой. Вот так хочу ответить Бозину - ярчайшей, талантливейшей и глубокой личности!
Роман Виктюк, маркиз де Сад - Философия в будуаре (Театр Романа Виктюка) / 1996 / РУ / VHSRip
Саломея. Странные игры Оскара Уайльда (Театр Романа Виктюка) / 1998 / РУ / DVDRip
Он упал с неба, или из океана выплыл, или просто метнулся по времени - то ли
из средневековья, то ли из ренессанса. Со звездной пылью за плечами, с улыбкой
дельфина, со спокойным взглядом менестреля, готового к бою и песне, с затягивающими
зрачками, в которых миры, и острым вкусом любви на губах - таков он, Дмитрий Бозин.
|