|
Зритель
 
Форумчанин
Регистрация: 23.03.2011
Сообщения: 1,029
Репутация:  2258 
|
Австрийский «Кайзершмаррн» - («императорский омлет»). Ч.1.
Продолжая разговор о австрийской кухне нельзя не рассказать о ещё одном фирменном специалитете....
Я уже рассказывала о фильме и десерте, но сегодня приглашаю заглянуть в еще три музея, связанные с этими событиями.:)
Всем, добрый вечер!:)
Австрийский «Кайзершмаррн» - («императорский омлет»).
Точная история происхождения этого дессерта не известна – одни сплошные легенды.
Одна из легенд связана с принцессой Елизаветой Баварской (легендарная Сисси, ставшая женой императора Австро-Венгрии Франца Иосифа I - того самого, над которым вдоволь поиздевались в «Похождениях бравого солдата Швейка», это в то время, когда Вена боролась за то, чтобы все народы Австро-Венгрии проявили максимум верности и преданности императору, доктор Павек прописал Швейку бром против его патриотического энтузиазма и рекомендовал мужественному и честному солдату не думать о войне.)
Хотя, если посмотреть реально на события тех лет, то самым крутым поступком Франца Иосифа I было то, что он провел индустриализацию империи и создание Австро-Венгрии.
Он подписал ультиматум Сербии, прекрасно понимая, что это может ввергнуть Европу в масштабный конфликт, но считая, что сохранение престижа и власти Австро-Венгрии стоит риска.
Его объявление войны ознаменовало начало Первой мировой войны, показав, что он не боялся поставить всё на карту ради последней, решающей игры.
Вопреки распространенному мнению, Австро-Венгрия не была отсталой дырой (хотя бедные регионы там всё же были).
У Австро-Венгрии была вторая по величине железнодорожная сеть в Западной Европе, четвёртая в мире машиностроительная промышленность и третье место в мире по производству и экспорту электроники.
Кроме того, Австро-Венгрия демонстрировала неплохой экономический рост.
Кстати, правление Франца Иосифа продолжалось 68 лет и стало одним из самых долгих в мировой истории.
Являлся самым долго правящим главой государства в мире с 22 января 1901 года, после кончины королевы Великобритании — Виктории и вплоть до своей смерти 21 ноября 1916 года от пневмонии.
Элизабет была императрица, а не провинциальная буржуазка, и масштаб ее личности был иным.
А так же, Елизавета Австрийская — это образ. Безупречный снаружи, загадочный внутри.
Одна из самых блестящих европейских красавиц вылепила его из собственного тела, но чего ей это стоило?!
Елизавета Баварская и Франц Иосиф I.
Cкрытый текст -
«Замужество - это абсурдный институт. К нему приобщаешься практически в детском возрасте и уступаешь, подчиняясь воле других,
связываешь себя клятвой, которую не понимаешь и о которой будешь сожалеть всю жизнь, будучи не в состоянии от нее освободиться».
(Елизавета Австрийская.)
Императрица Сисси.
Елизавета Австрийская была удивительной, неповторимой, созданной из противоречий и страстей.
Она принадлежала к печально известному родственными браками Баварскому царствующему дому, потомство которого не отличалось ни физическим, ни душевным здоровьем.
Много трагических тайн было в их семейной истории: практически все члены древнейшего рода мучительно боролись с перепадами настроения,
меланхолией, одолевавшей их в неожиданные моменты, были склонны к жертвенному поведению, что не могло не наложить определенные отпечатки на потомков Баварского дома.
Однако отец Сисси отличался жизнелюбием и оптимизмом.
Родители Сисси.Отец- эрцгерцог Франц Карл Йозеф, мать- София Баварская.
Елизавета была второй дочерью герцога Баварского Максимилиана Йозефа (1808—1888) и принцессы Людовики Вильгельмины (1808—1892), дочери короля Баварии Максимилиана I.
Сиси родилась 24 декабря 1837 года в семье Виттельсбахов, в мюнхенском дворце Максимилиана Йозефа.
То обстоятельство, что девочка появилась на свет накануне Рождества в воскресенье, сочли счастливым предзнаменованием. У новорождённой уже был один зуб, как, по преданию, и у Наполеона, что также означает счастливую жизнь. Крёстной матерью девочки стала королева Пруссии Елизавета, имя которой и получила будущая императрица, в семейном же кругу за ней закрепилось уменьшительное «Сиси».
Ее семья принадлежала к роду Виттельсбахов, правивших в Баварии уже девять веков, и крестной матерью девочки стала королева Пруссии. Родня Габсбургов, Виттельсбахи не особо придерживались церемониалов. Отец семейства любил буйные праздники и охоту, дочерей не истязали рисованием и вышиванием, и девочки вместе с братьями резвились на конных прогулках, рыбачили, плавали, лазали по горам. У Сиси – таким было домашнее имя Елизаветы — имелся даже собственный домашний зоопарк.
В большой семье, в окружении живности, в поместье Поссенхофен неподалеку от Мюнхена она росла, как в раю. У нее была любовь, свобода и природа. И откуда было ей знать, что женщины семейства Габсбургов уже который век служили ходовым товаром на брачном рынке Европы?
Прабабушка Сиси, императрица Мария-Терезия носила прозвище «бабушки Европы», железной рукой выдав замуж дюжину дочерей, в том числе и казненную Марию-Антуанетту, но лишь одной из них позволила сделать это по любви. Браки заключались исключительно из политических и экономических соображений, юные наследницы становились надежными вложениями, и именно с помощью брачных союзов крепились мощь, влияние и богатство Габсбургов. Чтобы, боже упаси, ничего не ушло на сторону, женились на кузинах, а насчет вырождения не заморачивались.
С генетическими дефектами справлялись количеством – женщины Габсбургов рожали много, и за это их охотно брали в жены. Если все-таки выходила незадача – в роду не оказывалось наследника мужского пола, проблема решалась жестко – земли, богатства и все нажитое отходило соседним странам. Вместе с могущественной родней ты приобретаешь кабальные обязательства, откуда было это знать девочке-подростку Сиси? Поэтому, когда над ней разразилось сватовство императора, она доверчиво сунула голову в ловушку, предназначенную, кстати, вовсе не ей.
Сисси в 15 лет.
Родители Елизаветы, вступившие в династический брак, не испытывали друг к другу ни малейшей привязанности и жили каждый по-своему.
Герцог Максимилиан редко проводил время в кругу семьи, воспитанием детей занималась мать.
Елизавета росла непоседливой и предпочитала учёбе прогулки на природе и игру.
Её пытались учить музыке, но Сиси была к ней равнодушна, больше её привлекало рисование.
Она с удовольствием писала пейзажи и иллюстрировала тетрадь со стихами собственного сочинения, — интерес к поэзии Елизавета унаследовала от отца.
Наибольшее влияние на Сиси оказывала старшая сестра — образованная и послушная Хелена (Нене).
Воспитательница Елизаветы, Луиза Вульффен, даже считала влияние чрезмерным и старалась уменьшить его, сближая подопечную с младшим братом Карлом Теодором.
Сисси с сестрой Хеленой.
Мать Елизаветы искренне восхищалась красотой старшей дочери Хелены, а по поводу будущего самой Элизабет высказывала сомнения.
По своему характеру она была непреступной, сверхтребовательной и достаточно холодной женщиной.
Зачастую именно такие матери способствуют возникновению у детей эмоциональных проблем, тревожности и неумения выстраивать тесные контакты с другими людьми.
На самом же деле, к 15 годам, несмотря на тревоги своей матери, Элизабет расцвела.
Удивительное лицо, стройная фигура, длинные густые волосы почти до пят, талия в 51 сантиметр при росте 170 см, вес около 50 кг — Сисси превратилась в обворожительную, изящную статуэтку, дышащую любовью и нежностью.

Когда эрцгерцогиня Софи выбирала сыну невесту, Виттельсбахи не были "первым выбором". Но Франц Иосиф был переборчив: ни Анна Прусская, ни Сидония Саксонская ему не понравились...
Эрцегерцогиня обратилась в своей баварской виттельсбахской родне ("дойч" (немцы) плюс "католиш" (католики) все же лучше всего!).
Мать императора Франца Иосифа София Баварская еще и считала политически выгодным его брак с одной из баварских принцесс.
Выбор Софии пал на её племянницу Елену, старшую сестру Елизаветы.
Елену начинают готовить к замужеству: вывозить в свет и обучать верховой езде.
Любящая животных Сиси упрашивает родителей разрешить ей присоединиться к сестре и благодаря своему бесстрашию обучалась быстрее сестры,
чем отбивала желание у Елены продолжать уроки.

Помолвка Елены и Франца была приурочена к 23-летию императора, для её заключения герцогиня Людовика с двумя старшими дочерьми и император со своей матерью и братьями встретились в Бад-Ишль.
Так как у императорской семьи в то время не было резиденции в Ишле, все остановились в одной гостинице.
Франц Иосиф видел своих кузин и раньше, когда в июне 1848 года герцогиня Людовика вместе с двумя сыновьями и старшими дочерьми Еленой и Сиси гостила у своей сестры Софии в Инсбруке.
Но тогда будущий император был слишком занят революционными событиями, грозившими развалом государства.
В тот визит Сиси, девочку подвижную и жизнерадостную, но не выделявшуюся своей внешностью, заметил младший брат императора Карл Людвиг.
Между Карлом и Елизаветой завязалась романтическая переписка, они обменивались подарками, а родители не препятствовали им в этом.
В Ишле отношения между Францем и Еленой не сложились, и Карл Людвиг первым обратил внимание матери на то, что Франц заинтересовался Елизаветой, которая стала настоящей красавицей.
Вскоре сам старший сын признался матери Софии, что хотел бы жениться именно на Сиси.
На балу император, предварительно посоветовавшись с матерью, приглашает на котильон не Елену, а Сиси.
Для всех присутствующих это стало знаком тому, что последняя станет женой Франца Иосифа.
Он попросил эрцгерцогиню узнать у Людовики, особо оговаривая, чтобы на Сиси «не оказывалось никакого давления», согласится ли та выйти за него.
Франц Йозеф влюбился в юную Элизабет мгновенно и бесповоротно.
«Нет, ну как же она хороша, свежа, как только что распустившийся миндаль: чудесные косы венчают ее головку короной, и взгляд ее невероятно нежен и полон любви.
А губы — как только что собранная клубника!» — писал влюбившийся в Сисси с первого взгляда будущий император.

Елизавета была взволнована и польщена и призналась, что влюблена в императора, но её пугает грядущее высокое положение и соответствующая ответственность.
Всё пошло не так, как было запланировано эрцгерцогиней Софией, но тем не менее она попросила у Людовики руки своей второй племянницы для Франца.
Людовика, опасавшаяся, что брак вообще расстроится, была довольна, что императрицей всё-таки станет её дочь, и дала своё согласие. Император объявил о помолвке в Ишле во время мессы.
В Баварии весть о намечающемся союзе была встречена с воодушевлением, в то же время в Вене к новостям отнеслись прохладно, так как брак считался делом рук Софии,
которую недолюбливали после подавления революции 1848 года.
В конце лета Франц Иосиф и Сиси расстались: император вернулся в Вену, его невеста — в Поссенхофен, где началась подготовка к свадьбе.
Время Сиси было занято позированием художникам (её портреты рисовали сразу три мастера, приглашённые Францем Иосифом),
подготовкой свадебного приданого и уроками: будущая императрица изучала историю и политику Австрии и Венгрии.
Граф Иоганн Майлат, венгр по национальности, литератор из окружения герцога Максимилиана, сумел пробудить в Елизавете интерес к национальным обычаям и традициям венгерского народа.
Никогда не любившая учёбу, Сиси прилежно занималась с Майлатом три раза в неделю.
Когда молодой Франц Иосиф без памяти влюбился в 15-летнюю Сисси, София не препятствовала этому браку (просто, наверное, хотела счастья для сына?).
Правда, у эрцгерцогини были сильные сомнения насчет молоденькой девочки, которую воспитывали вдали от дворцовых протоколов.

23 апреля 1854 года Елизавета вместе с матерью прибыла в Терезианум, откуда по традиции невесты императоров совершали торжественный въезд в столицу.
Вечером с Сиси случился нервный срыв: не вынеся напряжения от всеобщего внимания, она плачет, и никто не может её успокоить.
Однако она находит в себе силы собраться.
В карете, расписанной самим Рубенсом, она отправилась в Хофбург, в город Елизавета въехала по новому мосту через реку Вену.
Перед свадьбой будущей императрице представили её придворных дам — с этого момента её окружение составляли люди, подобранные эрцгерцогиней Софией.
24 апреля император Франц Иосиф сочетался браком со своей шестнадцатилетней двоюродной сестрой. Венчание состоялось в венской церкви Аугустинеркирхе.
Довольно скоро жизнь при дворе стала тяготить Сиси. Эрцгерцогиня София, привыкшая управлять всем во дворце и боявшаяся потерять свою власть над сыном-императором,
стремясь сделать из своей племянницы «настоящую» императрицу, деспотично её контролировала, мотивируя это требованиями этикета.
Молодым супругам приходится присутствовать на многочисленных официальных приёмах, у них не было ни минуты свободного времени.
Введённый в Вене этикет двора Карла V строго регламентировал и жизнь придворных, и жизнь самой Елизаветы.
Общаться с императрицей имели право лишь представители аристократических семей — 23 мужчины и 229 женщин.
Люди, не интересовавшие Елизавету, выросшую в другой обстановке.
Твёрдый распорядок дня лишал Сиси самостоятельности, ограничивая даже общение с мужем.
Она пыталась ему пожаловаться, но супруг, загруженный государственными делами, не был даже в состоянии осознать сложность положения Сиси.
Франц Иосиф, испытывавший глубокое уважение к матери и безграничную любовь к жене, был мягок в отношениях с женщинами и не мог добиться примирения двух дам.
Елизавета, часто остававшаяся одна, писала грустные стихи, много читала, но подлинной её страстью стала верховая езда, дававшая иллюзию свободы и служившая выходом её чрезмерной, бьющей через край энергии.
В более поздние годы Елизавета признавала, что ей тяжело вспоминать первое время своего брака.
Оставшись непонятой, будучи отодвинута от мужа его занятостью и жёсткими правилами Венского двора, трепетно поддерживаемыми свекровью, Елизавета замкнулась в себе.
Сиси пренебрегала управлявшими жизнью двора правилами этикета.
Она не любила публичность, её тяготила необходимость общаться со множеством малознакомых и незнакомых людей.
Эрцгерцогиня София пережила жестокий афронт – ведь она выбирала невесту с умом. В Хелене были явные задатки правильной жены.
Впоследствии баснословно богатый деверь именно ей доверил управлять всеми владениями, отодвинув детей ради практичной и деловой невестки.
Доверься Франц-Иосиф выбору матери, чему бы сейчас поклонялись австрийцы? Деловой хватке Хелены?
Без Сиси не было бы еще одной сказки пленительной Вены, не было бы бриллиантовых звезд, украшавших волосы красавицы, салонов одежды в стиле Сиси,
любимых ею засахаренных фиалок, фильмов с Роми Шнайдер, которые австрийцы смотрят под Новый год, как мы «Иронию судьбы».
Не было бы кумира, легенды, трагедии, а главное, не было бы тайны.
Среди королев и принцесс, чьи судьбы бередят души девочек в пубертате, от Клеопатры до леди Дианы, Елизавета Австрийская — самая большая загадка.
Она ничем не прославилась: ни благотворительностью, ни звездными ролями.
Она была просто красавицей со странностями, которая с шестнадцати лет начала строить свою судьбу и образ сама, вопреки дворцовому этикету и в полном одиночестве.
Супруг ее, хоть и император, был далеко не орел.
Про Франца-Иосифа обычно пишут, что его правление ничем ярким не ознаменовалось.
Но на романтический брак его, бесспорно, хватило.
Через несколько месяцев на засыпанном цветами корабле император вез юную невесту по Дунаю из Баварии в Вену.
«Я влюблен, как лейтенант, и счастлив, как бог!»
Австрийский двор создал юной императрице роскошную оправу. По размаху и эпичности бракосочетание Франца-Иосифа и Сиси вышло достойным пера Гомера.
Карета, расписанная Рубенсом, немыслимое количество свеч, заигрывавших с бриллиантами, стены церкви августинцев, обитые бархатом, невероятный наряд невесты – все было по самому высшему разряду.
Этот перфекционизм имперского стиля она запомнит, другое дело, что потом, сообразуясь с собственным образом жизни, предпочтет более практичный формат.
Императорские апартаменты во дворце Хофбург в Вене построены, как галерея — череда залов и комнат, соединенных дверьми.
Приемная императора, огромный зал ожидания для посетителей, скромный кабинет Франца-Иосифа, его спартанская спальня с узкой кроватью, за ними – изысканные покои Сиси.
Императорские аппартаменты.
Конференц – зал.
Сказка после венчания продолжалась недолго, блеск ее постепенно тускнел. Начинались будни. Императору предстояло управлять страной, его супруге — рожать и воспитывать наследников.
Франц-Иосиф оказался абсолютным работоголиком.
В течение многих лет, дважды в неделю он ухитрялся выслушивать по 110–130 человек в день, принимая непростые решения.
Сиси же взяла под свою опеку свекровь, женщина, у которой один был свет в окошке — любимый сын.
Чтобы он спокойно императорствовал, она уже немало потолкалась локтями.
Ничего плохого невестке тетушка София, разумеется, не желала, ей предстояло всего-навсего вложить в юную головку опыт жития монархов.
А в монархических семьях все были двинуты на детях-наследниках, и весь интим – под контролем.
То есть приватной жизни не существовало. Когда французский король Людовик XVI и Мария-Антуанетта подзадержались с потомством, Габсбурги отправили во Францию члена семьи разбираться с проблемой.
Тот, понаблюдав за актом соития и обнаружив неладное, уговорил короля на небольшую операцию, и все пошло на лад. Что при этом чувствовала монархическая парочка, осталось неизвестным.
Можно предположить, что Мария-Антуанетта с ее легким характером пережила вмешательство без психических травм. Но на дворе стоял уже не XVIII век, а вторая половина XIX, дух свободолюбия оседлал Европу, Венгрия и балканские страны рвались на волю, поднимали голову панславянские настроения, а вот с династическими порядками все обстояло по-прежнему, словно ветер перемен вежливо обходил замок Хофбург.
Эрцгерцогия София трудилась над воспитанием невестки неистово, может быть, даже переборщила с наставлениями и советами.
Сисси, конечно, не ожидала, что вместо любящего мужа рядом с ней неотлучно будет находиться тетушка со списком «испанских» церемоний типа обязательных прогулок, демонстрирующих публике беременность. Сисси, пытаясь скрыться, гуляла вдоль ограды, поближе к деревьям. Ей хотелось спрятаться. Зонты и веера придут позже, с годами, и станут знаковыми.
Фотохроника сохранила моменты, когда Сисси, сидя на лошади, успевает закрыться веером от камеры. А пока она просто пытается убежать, но указующий перст настигает везде. Свекровь не рекомендует невестке злоупотреблять походами в зоопарк – ведь ребенок может быть похож на того, на кого долго смотришь. Сисси постепенно погружается в тоску, ее первую дочь, названную, ясен пень, Софией, сразу же отдают бабушке, насчет второй, Гизелы, Сисси уже сама буркнет нечто в духе госпожи Бовари: «Какая некрасивая девочка!»
Она чувствует себя обкраденной. Ведь у нее, самой еще девочки, все отбирают! И все под какими-то предлогами, что, мол, молода, не слишком здорова, тяжелые роды и так далее.
То есть она просто машина для зачатия и вынашивания Габсбургов. Династия – все, а она – ничто.
Сисси, ко всеобщему изумлению, запирается у себя в комнате и подолгу плачет. А потом начинает баррикадироваться. Выстаивать линию защиты, броню. Собственный образ жизни наперекор родне.
Спальня Франца Иосифа I.
Двор надеялся на рождение наследника, но, ко всеобщему разочарованию, 5 марта 1855 года у Сиси родилась дочь.
Девочке дали в честь бабушки имя София и поместили в комнаты, отдалённые от апартаментов Елизаветы. Эрцгерцогиня сама подобрала солидный штат прислуги для новорождённой.
Елизавета была счастлива, но ребёнок стал новым источником конфликта между ней и свекровью.
Мать не могла повидаться с дочерью наедине, а все распоряжения Елизаветы относительно её первенца отменялись эрцгерцогиней...
Да, это правда, что свекровь распорядилась переселить первенца Сисси поближе к своим покоям. Тогда она еще была уверена, что Сисси, как и все императрицы до нее, будет исполнять свои государственные и протокольные обязанности. Это было причиной первой ссоры между свекровью и невесткой. Франц Иосиф написал матушке письмо, мол, либе мама, мы Вас любим и почитаем, но хотим своих детей иметь около себя. И свекровь согласилась, детские покои вернули в ту часть дворца, где находились покои Сисси.
Но вскоре случилось непоправимое...
В 1857 году 20-летняя молодая мама Сисси настояла, чтобы взять обеих дочерей, Софи и Гизелу, в одно из своих многочисленных путешествий, на этот раз в Венгрию.
По дороге обе девочки подхватили кишечную инфекцию, у них начался сильный понос, и старшая, двухлетняя Софи умерла, едва они прибыли в Буду.Не надо забывать, что дело было в середине 19 века, когда детская смертность была довольно высокой даже в богатых семьях, а «серьезных» лекарств еще не существовало.
Банальная ангина или, как в этом случае, понос, могли запросто закончиться летальным исходом...

Единственное известное фото, на котором Сисси запечатлена в кругу семьи. Она держит на коленях Рудольфа, рядом стоит дочь Гизела.
Также сидят в первом ряду ее свекровь и свекр. Во втором ряду стоят слева направо – кайзер Франц Иосиф, его младшие братья и невестка. 1859 год.
На фото свекрови Сисси Софии немногим более 50, а чепец этот ее сильно старит.
Что касается картин, то для семейных потретов членов семьи чаще всего рисовали по отдельности, а потом «складывали» (ну типа фотошоп того времени),
чтобы у подданых создавалось чувство семейной идиллии в императорской семье.
Кстати, судя по многочисленным документам свекровь всячески поощряла общение Сисси с детьми и помогала налаживать контакт, когда дети чуждались матери после ее долгого отсутствия.
Иногда семья проводила 2-3 Рождества подряд без Сисси (то есть она, планируя свои поездки, не считала нужным оставить Рождество свободным для семьи).
Смерть первенца настолько потрясла Сисси, что она полностью передала воспитание старших детей (Гизелы и Рудольфа) свекрови и большую часть жизни общалась с ними с помощью писем.
Письмо трехлетнему Рудольфу с острова Мадейра:
«Мой дорогой Рудольф. Я только что написала письмо Гизеле, поэтому мне больше нечего рассказать. Я слышала, ты уже ездишь верхом.
Сиди в седле ровно и учись держать равновесие. Шлю тебе английских оловянных солдатиков.
Ты можешь играть с ними, когда на улице дождь. Граф Грюнне ждет меня, мне пора идти. Обнимаю тебя крепко от всего сердца, твоя мама.»
Если Гизела скучала по матери, то Рудольф (в детстве) был больше привязан к отцу, которого он гораздо чаще видел.
Вопреки распространенному мнению отношения Рудольфа с матерью не были теплыми. Его раздражал ее изолированный и экзальтированный образ жизни.
А графиня Лариш вспоминает: "Как ни печально об этом говорить, но сын и мать друг друга не выносили."
Детские туфли Сисси.
Акварель Сисси.

Любимой дочкой Сисси была самая младшая – Мари Валери, «поскребыш».
Это единственный ребенок Сисси, когда она свою роль матери приняла более менее всерьез, как будто хотела наверстать все то, что упустила со старшими детьми.
Она даже называла ее "единственная". Сисси брала дочь почти о все свои путешествия, для нее она устраивала детские балы и празднования дней рождения (чего не делала для старшей Гизелы).
Младшую дочь Сисси намеренно рожала в Венгрии - они с супругом решили сделать подарок венграм, потому что уже на протяжеии столетий в Венгрии не родилось ни одного королевского дитя.
Воспитание "венгерской" дочери было полностью венгерским. Годы спустя Мари Валери просила позволения отца разговаривать с ним на немецком.
Когда у дочери Гизелы родился ребенок, и Сисси первый раз стала бабушкой, она писала своей придворной даме: «Младенец на редкость уродливый, но Мари Валери просто в восторге от него...»
После рождения четвертого ребенка, Сисси, испытавшая на себе все тяготы «роскоши» императорской жизни,
стала осторожно уклоняться от исполнения супружеских обязанностей, отговариваясь усталостью, занятостью,
прибегая к тысяче невинных, но так раздражающих мужчин женских уловок.

30 января 1889 года погиб кронпринц Рудольф. Единственный наследник престола или покончил с собой, или стал жертвой политического убийства.
Поражённая известием, Елизавета отказывалась верить в смерть единственного сына и даже не присутствовала на его похоронах,
но 9 февраля все же решилась спуститься в Склеп капуцинов к телу Рудольфа и убедилась, что случилось непоправимое.
До конца своей жизни Елизавета так и не смогла оправиться от этого удара.
Она считала, что его убили, но доказать это никак не представлялось возможным, так как не было даже проведено достойного расследования происшедшего,
по причине того, что кронпринц находился в момент своей гибели с любовницей, которая тоже якобы покончила с собой вместе с ним, и этот факт никак нельзя было предать огласке.
Сильнейшим испытанием для Сисси — стала смерть единственного сына, наследного принца.
С момента похорон сына, 5 февраля 1889 года в фамильном склепе Габсбургов в Вене, и начались скорбные странствия Елизаветы по всей Европе.
У Рудольфа не было сыновей или братьев, поэтому наследником Франца Иосифа стал младший брат императора эрцгерцог Карл Людвиг, а после его смерти в 1896 году — сын Карла и кузен Рудольфа Франц Фердинанд.
Ему также не суждено было пережить дядю; после убийства в Сараеве (1914) наследником умершего в 1916 году Франца Иосифа стал племянник Франца Фердинанда, император Карл I — сын Отто Франца, младшего брата Франца Фердинанда.
Единственный наследник престола или покончил с собой, или стал жертвой политического убийства. Поражённая известием, Елизавета отказывалась верить в смерть единственного сына и даже не присутствовала на его похоронах, но 9 февраля все же решилась спуститься в Склеп капуцинов к телу Рудольфа и убедилась, что случилось непоправимое.
До конца своей жизни Елизавета так и не смогла оправиться от этого удара. Она считала, что его убили, но доказать это никак не представлялось возможным, так как не было даже проведено достойного расследования происшедшего, по причине того, что кронпринц находился в момент своей гибели с любовницей, которая тоже якобы покончила с собой вместе с ним, и этот факт никак нельзя было предать огласке.
[FONT="]Трагедия в Майерлинге была положена в основу ряда художественных произведений, как, например, исторический роман Клода Ане, 1930.
[FONT="]В народе долго ходили слухи, что Рудольф жив и основал где-то в Бразилии «мужицкое царство». Об этом писал, в частности, Иван Франко, жалевший своих земляков, отправившихся за океан «басне о царстве Рудольфа поверя» (из цикла «В Бразилию», перевод Бориса Турганова). Считалось также, что Рудольф должен вернуться, занять трон, навести справедливость. Эти слухи нашли отражение в романе хорватского писателя Августа Цесарца «Императорское королевство».
Венгерский писатель Иштван Барт изложил краткое жизнеописание Рудольфа и различные версии причины его гибели в романе-эссе «Незадачливая судьба кронпринца Рудольфа».
Версия о том, что Рудольф и Мария Вечора остались живы, положена в основу оперетты Имре Кальмана «Маринка», поставленной на Бродвее в США в 1945 году.
Также тема трагедии в Майерлинге присутствовала в мюзикле «Элизабет», где самоубийство Рудольфа было обыграно как поцелуй Смерти.
Трагедии в Майерлинге также посвящён балет «Майерлинг» британского хореографа Кеннета Макмиллана.
Спектакль поставил для Королевского балета Ковент Гарден на либретто писательницы и сценаристки Джиллиан Фримен, в качестве музыкальной основы использованы произведения Ференца Листа.
Премьера балета состоялась в День святого Валентина, 14 февраля 1978 года.
Мюзикл «Рудольф», поставленный Фрэнком Уайлдхорном и впервые показанный 26 мая 2006 года в Будапештском театре оперетты.
«Майерлинг» (1936) режиссёр — Анатоль Литвак, в роли кронпринца Рудольфа — Шарль Буайе.
«Тайна Майерлинга» (1949) режиссёр — Жан Деланнуа с Жаном Маре в главной роли.
«Майерлинг» (эпизод телесериала «Продюсерская витрина», 1957) режиссёр — Анатоль Литвак, в роли кронпринца Рудольфа — Мел Феррер.
«Майерлинг» (1968) Теренса Янга, в главной роли — Омар Шариф.
«Частные пороки, общественные добродетели» (1976) Миклоша Янчо, в главной роли — Лайош Балажовиц.
«Сисси — мятежная императрица» (2004) Жан-Даниэль Верега с Маликом Зиди в роли кронпринца Рудольфа.
«Кронпринц Рудольф» (2006) Роберта Дорнхельма с Максом фон Туном в главной роли.
Отдельные обстоятельства жизни Рудольфа были обыграны в голливудском кинофильме 2006 года «Иллюзионист» с Эдвардом Нортоном в главной роли, где кронпринц назван Леопольдом (роль исполнил Руфус Сьюэл).
«Фрейд»(2020) сериал, Австрия-Германия. Режиссер Марвин Крен. В роли Рудольфа Штефан Конарске.
И начались скорбные странствия Елизаветы по всей Европе.
После смерти сына Сисси стала носить только черное.
По поводу его трагической смерти она несколько раз говорила:
"Его погубила моя баварско-пфальцская кровь", то есть осознавая, что есть некая связь между самоубийством сына и случаями психических расстройств у ее баварской родни.
Единственно духовно близким человеком в этот тяжелый период, для нее по-прежнему оставался двоюродный брат, Людвиг II, король Баварии.
Людвиг Баварский.
Злые языки болтали вздор, что связь брата — короля и сестры — императрицы была более чем платоническая, но это не могло быть правдой, хотя бы, потому что Людвиг просто ненавидел женщин.
Не в силах переломить себя, он даже разорвал помолвку с родной сестрой Елизаветы — Софией. Когда его все-таки отстранили от престола, он успокоился в одном из озер дворцового парка. На второй день после самоубийства брат «пришел» к Елизавете. Утверждают, что в этот момент в спальне на паркете образовалась лужа воды.
"Мир прекрасен, если избегать людей..."
С годами она все больше пренебрегала своими официальными обязанностями первой дамы империи, но связанную с этим финансовую обеспеченность воспринимала как нечто само собой разумеющееся.
Она путешествовала в сопровождении свиты из 70 человек. Аренды яхт, отелей, вилл, расходы по содержанию отдельного поезда, расходы по транспорту и логистике стоили немалых средств. Ведь с собой везли не только платья, ящики косметики и "фитнесс оборудование", но и собственных коз и прочую живность, так как Ее Величество любила и считала полезным пить свежее молоко проверенного качества. Сначала пробовали перевозить и коров, но коровы плохо переносят качку на море. Ограничились козами.
Британия, Ирландия, Британия, Греция, Мадейра, Бельгия, Алжир, Франция. Она постоянно в пути...
Сама мысль долго прожить в одном и том же месте пугала ее.
Ее вилла на острове Корфу (ее любимое место пребывания):
«Цели путешествия лишь потому желанны, что между ними лежит само путешествие. Если бы мне сказали, что я приеду и никогда больше не покину это место, то оно превратилось бы для меня из райского уголка в ад».
Во время одного из путешествий в 1888 году Сисси сделала себе татиуровку якоря на плече.
Ее младшая дочь с изумлением узнала об этом накануне своей помолвки и сделала запись в своем дневнике, что она находит это «оригинальным».
А вот супруг кайзер был в шоке.
Она лихорадочно металась по Старому Свету, постоянно переезжая из страны в страну.
Франция, Бельгия, Италия, Испания, Бавария, Польша.
Нигде не могла найти покоя седая красавица — императрица, тоскующая и задумчивая.
Повсюду за нею следовала огромная вереница охраны, прислуги, врачей.
Так распорядился ее грозный император и повелитель,
выходивший из себя по любому, пустячному поводу, но любивший супругу без меры.
Сисси была одной из главных красавиц и интереснейших женщин своего времени и своей эпохи.
И первое, что бросается в глаза на лучших ее портретах - струящиеся по всему телу волосы до колен.
А так же она была - поэтесса, профессиональная наездница и художница.
Уходу за ними императрица посвящала особенно много времен.
Ее личная парикмахерша Франциска Файфалик ежедневно создавала из волос Сисси подлинные шедевры.
Она стала изобретательницей знаменитой косы, уложенной в форме короны.
Процедура укладки волос занимала ежедневно по два часа.
Это время императрица проводила за изучением языков: старогреческого, новогреческого и венгерского.
Преподаватель языков Константин Кристоманос присутствовал при процедуре укладки волос:
«Ее волосы были подобны волнам. Достигнув пола, они покрывали его и текли дальше. Они брали свое начало на голове, открывая взору ее нежную,
исполненную очарования форму и безупречно чистые линии, напоминая божественные полупрозрачные ткани с острова Кос,
они струились, не растекаясь, по пене кружев, покрывавшей ее плечи…».
Ее личный парикмахер Франциска Фарфалик должна была показывать Ее Величеству все потерянные при расчесывании волосы, количество которых записывалось в специальную тетрадь.
Иногда, чтобы избежать гнева госпожи, она скрывала «лишние» волосы на специально приклееной в кармане передника липучке,
и получала пощечины, если Сисси обнаруживала обман.
Тогда фрау Фарфалик «мстила» ей, уходя назавтра на «больничный», и Сисси причесывали камеристки.
Раз в 2 недели их мыли специально приготовленной смесью яйца и коньяка. Это мытье занимало почти весь день.
Чтобы не терять времени, Сисси занималась во время процедуры греческим или венгерским языком. Последнее мытье волос произошло в женевском отеле за 3 дня до смерти.

Во дворцовой аптеке для нее изготавливались по особым рецептам кремы. Лавандовая вода, миндально-ромашково-розовые лосьоны.
Сисси вела переписку с Евгенией, женой Наполеона Третьего, которая тоже считалась одной из первых красавиц Европы.
Они обменивались рецептами красоты. Средства против «черных» точек, морщин, пигментации...В отличие от многих аристократок того времени Сисси почти не употребляла декоративной косметики.
Главным ее приоритетом было сохранить естественную красоту.
С годами страх состариться и потерять красоту становился все сильнее...Сисси спала без подушки на валике под затылком.
Бедра на ночь обертывались платками, вымоченными в фиалковом и яблочном уксусе – «против целлюлита», как сказали бы сейчас.
На лице и декольте маска из свежей телятины или клубники.
Вес украшений в волосах принцессы мог достигать 5 кг.
Ну кто не знает этого знаменитого портрета молодой императрицы Элизабет Австрийской (Сисси) кисти Винтерхальтера?
Эта картина висела в кабинете кайзера до самой его смерти.
Наверное, у всех в памяти Сисси такая и есть – молодая, красивая, с бриллиантовыми звездами, изготовленными придворным ювелиром Кёхертом по заказу императора на первую годовщину свадьбы.
А дело было так. Весной 1874 года личный ювелир австрийского императора Франца-Иосифа Александр Кёхерт получил странное письмо.
В нем говорилось, что он немедленно должен поехать в Будапешт вместе с бриллиантовыми украшениями и медальоном, которые срочно потребовались одной особе из императорской семьи. Ювелир в тот же день отправился в путь, взяв с собой кейс с драгоценностями.
В Будапеште его ждал сюрприз, отправителем оказалась путешествовавшая инкогнито императрица Австрии Елизавета.
Вдохновленный образом Принцессы Ночи из оперы "Волшебная флейта" Александр Кёхерт сумел создать по-настоящему королевское украшение.
Бриллиантовые звезды принесли своему создателю славу лучшего ювелира Австрии. И с тех пор на протяжении почти двухсот лет фирма А.Е. Kechert производит всемирно известные украшения.
Сейчас этот ювелирный дом предлагает на заказ современный вариант бриллиантовых шпилек для волос в форме звезд, которыми украшала себя Сисси, а также подвески, кольца и серьги из этой коллекции.
После этого огромное количество звезд, сыгравших Сисси – используют бриллиантовые звезды - эдельвейсы в волосах, как обязательный атрибут образа императрицы.
Есть, конечно, и другие исполнительницы Сисси, и их немало, но не везде они щеголяют в своих "звездчато - эдельвейсных" украшениях по делу и без.
Отдать должное тому же Лукино Висконти, создавшему фильм-шедевр "Людвиг", 1972 года.
У него Роми Шнайдер также играет Елизавету, и, к счастью, для её идентификации звезды в прическе не обязательны.
Если вернуться немного к реальной Елизавете, то следует понимать, что будучи одной из самых красивых женщин Европы своего времени, которая так нетипично ратовала за естественную красоту,
для большинства она была эталоном вкуса, стиля и предметом для подражания.
Поэтому совершенно неудивительно, что подобные украшения стали модными среди дам того времени.
Чем собственно и пользуются кинематографисты, у которых главные героини экранизируемыx историй современны Елизвете.
Закончу опять же реальными драгоценностями. Одну из бриллиантовых звезд, ценой в несколько миллионов долларов, в 1998 году грабители и украли из музея в венском замке Шенбрунн прямо с экспозиции, посвященной столетию со дня смерти Сисси. Причем для этого злоумышленникам не понадобились ни оружие, ни хитроумные компьютерные системы, блокирующие охранную сигнализацию. Канадец Жеральд Бланхард просто подменил драгоценную заколку для волос, изготовленную из золота, бриллиантов и жемчуга, на копеечную копию, купленную им тут же, в сувенирной лавке.
Когда организаторы выставки обнаружили подлог, Бланхард с добычей был уже далеко.
Поймали его лишь через десять лет и то случайно: расследуя дело об ограблении нескольких банков, канадская полиция проводила обыск в его доме в Виннипеге и обнаружила драгоценность. После чего уже приговоренный к восьми годам тюрьмы жулик рассказал про кражу заколки. После долгих экспертиз, согласований и утрясаний вопроса со страховой компанией, компенсировавшей в свое время стоимость похищенного, звезду Сисси наконец передали австрийцам. Однако в музее императрицы Елизаветы с тех пор выставляются только копии драгоценностей.

Сисси на картинах художника Joszi Arpad Koppay.
Настоящая Сисси была женщиной, которой не позволяли воспитывать собственных детей, которая не могла найти в себе сил на то,
чтобы хотя бы пару месяцев подряд провести в душной атмосфере габсбургской Вены.
Она очень боялась состариться.
Из письма Сисси племяннице: "Стариться...Какое это отчаяние...Чувствовать, как беспощадное время все больше берет над тобой власть, видеть, как появляются все новые и новые морщины...
Бояться дневного света утром и знать, что ты уже не желанна..."в 53 года Сисси писала: "Нет ничего более ужасного, чем постепенно превращаться в мумию и не хотеть расставаться с молодостью.
И бегать потом, как накрашенная личинка -фуу!..."
Когда красота стала увядать, Сисси стала чувствовать себя бесполезной, ненужной, нежеланной, впадала в длительные депрессии. Зонтики и вееры не только скрывали ее исчезающую красоту, но устанавливали символический барьер между нею и окружающим миром.
При росте 172 см вес Сисси колебался всю жизнь между 45 и 52 кг, талия - 51 см, имея поистине осиную талию. По указанию Сисси в ее покоях была оборудована гимнастическая комната, где она ежедневно отрабатывала спортивную программу, приводившую в ужас весь императорский двор.
Туалетная и гимнастическая комната.
Перед Сиси комнатами возле двери – звонок. Им обязательно пользовался Франц-Иосиф, когда хотел навестить жену.
На звонок выходила фрейлина, спрашивала, что угодно императору, выслушивала его ответ, передавала Сиси, а после этого дверь могла захлопнуться перед носом.
Супруга не всегда желали видеть.
Год от года интимные встречи становились все реже, а портретов Сиси все больше. Ее величеству безупречной алебастровости, похоже, так и не удалось полюбить мужа, а ему так и не удалось ее разлюбить.
Правда, его чувство заметно отдавало фетишизмом, после ее гибели император заказал статую Сиси в полный рост, а уменьшенные копии дарил всем, как визитки.
Тиражирование выглядело, как поклонение. Ее красотой гордилась вся Европа, а сама она что? Не у дел?
Долгие отлучки супруги не делали Франца-Иосифа счастливым. В отсутствие жены он набил свои апартаменты ее портретами. Их заказывали художникам в промышленном количестве, и в этой галерее заметно, как взгляд доверчивой девочки сменяется прищуром. На нас смотрит императрица, ее нос и подбородок гордо подняты, она прекрасна, но куда исчезли искренность и надежда?
Самый любимый Францем-Иосифом портрет Сисси – там, где ее волосы до колен распущены и перевиты на груди, а взгляд еще не закрыт для зрителя.
Она спокойно и тепло смотрит прямо в глаза, а не поверх головы. Но ее теплоты императору досталось немного.
Но оригинал бесчисленных копий, свою внешность, Сисси берегла как зеницу ока. Внешность стала ее пунктиком, идеей фикс. Ее племянница Мари Лариш писала: «Она поклонялась своей красоте, как языческому идолу. Работа всей ее жизни была – оставаться молодой. Единственным ее эстетическим наслаждением было совершенство ее тела». Сарказм Мари, конечно, не исключает правды, но и неправды тоже, особенно, что касается эстетических радостей.
Елизавета писала стихи, переводила на греческий Шекспира, легко учила языки, хорошо разбиралась в искусстве. Высокого в ее жизни было достаточно, чтобы хватило самой жадной натуре.
Но что касается ее собственной внешности и возраста — Сисси и выглядела, и поступала весьма неординарно.
Природа щедро ее одарила.
Личная парикмахерша каждое утро по три часа укладывала косу императрицы в высокие прически, изобретая их на ходу.
Сисси, да и вообще никто тогда не знал, что волосам свойственно выпадать.
Когда такое случалось, Елизавета выходила из себя, а находчивая куаферша прятала выпавшие волоски в потайной карман, чтобы, боже упаси, не прогневать. Чтобы вымыть голову, вокруг кресла ставились чаши и сосуды, в дело шли коньяк, желтки, масла, хлопотали фрейлины и прислуга. На все про все, с подогревом воды, беготней и причесыванием уходил целый день. Но, кроме прически, было еще безупречное лицо, осиная талия, царственная осанка, и над всем этим Сисси и вся ее рать трудились в поте лица.
Во дворце Хофбург, кроме парадных покоев, было много служебных помещений для истопников, камердинеров, прислуги, но были и личные комнаты хозяев. Личной комнатой Сисси стала не гостиная со столиком для утреннего кофе, как это было принято, а гимнастический зал. Брусья, кольца, шведская стенка – все во имя совершенства.
По легенде, как-то на балу императрица сняла маску и спросила своего кавалера: «Сколько лет вы мне дадите?» Тот попал с ответом снайперски — 32. После этого Елизавета перестала позировать художникам, и все ее последующие портреты, множившиеся бесконечно, были написаны с предыдущих. Так она и «сохранила лицо».
Сисси была отменной наездницей и могла проскакать шесть часов кряду, но со временем конные прогулки пришлось прекратить. Дамское седло, когда сидят на лошади боком, предполагает скручивание позвоночника, и он дал о себе знать.
В 45 лет вместо конного спорта Сиси занялась фехтованием. Читать ей тоже было нелегко – чтобы не напрягалась шея, ее косу подвешивали к потолку. Все доставалось с трудом, но императрица обладала маниакальной последовательностью. Ее перфекционизм касательно внешности был чреват болезнями. Раньше она просто сильно кашляла, как только оказывалась в Австрии, а на Корфу или Мадейре кашель волшебным образом проходил, а позже она доводила себя до малокровия и обмороков диетами и балансировала на грани анорексии.
Она почти не обедала, выпивая стакан мясного сока от полусырого бифштекса, а на завтрак обходилась чашкой бульона, сырыми яйцами и рюмкой портвейна.
Она использовала ночные маски из сырой телятины, маски из клубники, теплые ванны с оливковым маслом – все только натуральное, никакой химии.
Если кто-то все-таки испытывает зависть к императрицам, можно познакомиться с распорядком дня Сиси: подъем в 5 часов летом, зимой — в 6 часов.
Холодная ванна, массаж. Гимнастика, причесывание, одевание, скудный завтрак, занятия с дочерью Марией-Валерией.
Чтение и написание писем. Венгерские исследования. Урок греческого. Обед. Несколько часов интенсивной ходьбы в сопровождении фрейлин.
В 17 часов – игры с Марией-Валерией. Вечером — семейный ужин. Затем шли беседы с венгерской подругой Идой Ференци, уход за волосами, сон.
А могла бы ведь и пальцем не шевелить. И есть в три горла.
Но Сиси внутри дворцовой жизни завела собственный распорядок и следовала ему железно. Он был странным, но он был ее личный, не навязанный.
И еще заметно, что в ее способе жить есть некое предчувствие века ХХ, культ стройного тела и молодости, гимнастика, эстетизм, путешествия и даже болезни какие-то современные: анорексия, депрессия.
В общем, такая гостья из будущего, легкая на подъем, спортивная, стройная, с сильным характером, человек, которому мало что можно навязать.
Даже в вопросах технического прогресса она не совпадала с окружением. Когда в Вене построили железную дорогу в Шенбрунн, летнюю резиденцию императорской четы, Франц-Иосиф, прокатившись один раз на поезде, поблагодарил и больше к этому способу передвижения не возвращался.
А когда в апартаментах Сиси водрузили цинковую ванну и прямо из отверстия в стене полилась вода, она обрадовалась. Вещь оказалась ее.
И стихи, которые она писала, собирая в книги, она завещала прочесть лишь в 1950 году.
Может быть, поймут, наконец? Дрожащими руками вскрыли послание – ничего особенного. Тоскующая женская душа. Стихи об одиночестве, о свободе, об утраченном рае детства.
Иногда умные, иногда нежные, почти всегда печальные. Высказаться ярко у нее не получилось, строчки не поддались. Но свой образ она безупречно и беспощадно вылепила из тела.
«Нет ничего более ужасного, чем постепенно превращаться в мумию и не хотеть расставаться с молодостью. И бегать потом, как накрашенная личинка - фуу!...»
На традиционном новогоднем балу в Вене участников неизменно встречает пара живых двойников – рыжеусый Франц-Иосиф в мундире и Сисси со звездами в струящихся волосах, символы мужского могущества и женской неотразимости. Похоже, что вечные. Удивительно только, в какой мере мифологическая Сиси не совпадает с реальной.
В картинах, сувенирах, кино – это нарядная красавица, с традиционной любовью к штруделям.
Реальная Сиси гораздо изысканней и сложней, но мифы и сказки отсекают сложное, оставляя часто только парадную сторону.
Ведь у нее были не только те роскошные белоснежные платья, что хранятся в музеях, но и те скромные, к которым пришивались пуговицы, чтобы подоткнуть юбку, когда лазаешь по горам.
Гигиенические принадлежности.
|