1) Чем новей кодек - тем меньше универсальных правил. Почему любят Xvid? Не только потому что проигрывается на старых телеках и dvd пдеерах. Ещё потому что там во многом правила универсальны. И есть кучу "риперов" которые взяли чужие вылезанные скрипты и просто по ним шпарят. Малый размер, предсказуемое качество(хоть и стабильно низкое - но "стабильно"). Xvid очень просто сделать. И делается быстро даже на старых копьютерах.
AVC(H.264) - уже не всегда всё универсально.Хотя более менее линейно. Между режимами fast и slower разница во времени кодирования не в десятки раз.
HEVC(H.265), AV1 и тем более VVC(H.266) - ещё сильней зависит от самого видео(наличие экшн сцен, зернистость и так далее) и от битрейта. Между режимами fast и slower разница во времени кодирования может быть в десятки раз. От 30 минут на серию до 10 часов.
2) Кроп. Если есть кроп - то даже на новых кодеках размер сильно варьируется. Не умеют пока нормально новые энкодеры сами определять где чернота. На новейших кодеках/энкодерах возможно будет получше. Но сейчас кроп даёт выйгрышь в размере.
3) Зернистость. Тут вообще всё весело. На примере HEVC. Дело в том что есть понятие кодек - а есть понятие энкодер. Кодек - это стандарт который больше описывает чего ожидать плеерам и как раскодировать. А программ которые могут закодировать (так называемые энкодеры) - может быть множество. Так вот HEVC(H.265) - это кодек, а x265 - самый распространнёный энкодер HEVC. И x265 очень хорош (бесплатный, достаточно быстрый, работает на процессоре обычного компа без специализированных железяк/видеокарт), но этот энкодер имеет минус. Минус заключается в том, что он плохо работает с зерном и "лесенками" тонких линий. Вообще HEVC даже по стандарту и изначальной задумке старается отбросить то что люди не заметят. И найти баланс между тем чтобы отбросить лишнее и оставить то что люди воспринимают - сложно. Энкодер x265 отбрасывает всякие вещи, но иногда он слишком всё сглаживает, если считает что не может на заданном битрейте воспроизвести оригинал. И вот определить какую зернистость надо оставить и в каком качестве - ему тяжело. На это всё накладывается ещё проблема - "лесенки". Дело в том что любой энкодер сначала берёт картинку, раскладывает её в "сырой" понятный ему вид, а потом пересобирает и ужимает. И в этом процессе на краях линий возникают так называемые "лесенки" ("лесенки" примерно такие же если вы просто увеличите любую картику в несколько раз на компьютере и увидете ступенчатые лесенки по краям линий). Чтобы это устранить у x265 есть инструмент SAO - он пытается сгладить эти лесенки назад, чтобы снова получилась красивенькая линия. Но в x265 SAO немного недоработан - и он иногда может ещё сильней замылить картинку.
В общем в x265 всё не очень хорошо с повторением зернистости. Доходит до того, что иногда BDRip старого фильма снятого на плёнку (и оцифрованного с большим количеством разного зерна и шумов) в AVC(x264) получается лучше чем в x265 при том же размере.
В общем если фильм с зернистостью и с шумами - их тяжело сохранить. Нужны высокие битрейты и иногда даже выгодней делать в AVC, Ну или иметь доступ к каким-нибудь платным энкодерам HEVC-ка (не x265) с хорошей обработкой зерна и доработанным SAO.
4) Детализация. Чем детальней прорисована картинка - тем больший нужен битрейт. И детализация - это не совсем тоже самое что зернистость, хотя вещи связаные. Энкодеры в общем умеют отличать зерно и шумы просто от детальной картинки.
Есть некоторые фильмы/сериалы которые специально изначально как бы приглажены без сильной детализации. Новые кодеки(точнее энкодеры) их сильней ужимают. Аниме тоже бывает прорисованное и переливами, а бывает вообще однотонное где пол экрана занимает просто один цвет.
Самое сложное кодировать - это дым, волны воды, пшеничные поля и так далее.
5) Наличие экшн сцен и стабилизация кадра. Если фильм весь на экшн сценах или если постоянно меняется кадр или если камера постоянно трясётся (как в фильмах ужастиках по типу "найденная пленка кассеты пропавших друзей"), то нужно больше битрейта чтобы сохранить качество.
6) Заданная планка. В относительно новых кодеках (AVC, HEVC, AV1) одну и ту же картинку можно закодировать в примерно три разных сегмента с точки зрения смотрителя:
а) Низкий битрейт (в зависимости от кодека это 500-2500 кбит/с), качество минимально приемлемое, но всё рассмотреть можно. Всё равно сильно лучше чем Xvid. Чтобы выпустить такую картинку - приходится убивать всю зернистость полностью и частично убивать детализацию(волоски на лице, морщинки, детализацию в очень быстрых сценах). Но половине населения такого качество достаточно.
б) Средний битрейт (в зависимости от кодека это 3000-5000 кбит/с) - тут можно сохранять детализацию, но не всегда получится сохранить зернистость. Качество хорошее для 95% населения. Netflix выпускает в таком диапазоне. Некоторые другие иностранные платформы тоже. Российские платформы выпускают в таком диапазоне очень часто.
в) Высокий битрейт (5000-12000). - Должно быть сохранено практически всё. Но есть нюансы.
В завимости от заданного битрейта разница в качестве между кодеками может быть разная. На битрейте 15000 кбит/с AVC и HEVC большой разницы не имеют в качестве для FullHD, а случае с зерном плёнки - так AVC иногда повторяет изначальную картинку, а HEVC - не может. На битрейте 5000 кбит/с - HEVC вырывается вперёд прилично (опять же если нет зерна).
7) Разрешение. Чем больше пикселей - тем новые кодеки эффективней.
4K можно и в AVC закодировать. Но так уже мало кто делает. Используют HEVC. Но при разрешении меньше чем 720p разница между кодеками небольшая.
8) Энкодеры. О них уже писал, но добавлю. Во первых разные энкодеры одного и того же кодека имеют свою плюсы и минусы. Причем на разных видео, на разных битрейтах, на разных разрешениях - они свои. Во вторых со временем энкодеры дорабатываются. 2-3 года назад на AV1 смотреть было невозможно. Все энкодеры были плохими. Слишком долго кодировалось, видео было постоянно мыльным-туманным. Сейчас мыла нет (есть только сглаженность на низких битрейтах что неизбежно), кодируется уже сильно быстрей чем раньше (хотя всё ещё долго).
Есть универсальные энкодеры которые работают на процессоре. Есть энкодеры которые работают на дорогих видеокартах. Есть дорогущие энкодеры которые идут в комплекте со специальными закрытыми железяками со своей архитектурой(Гугл, Нетфлиск, телевизионные компании). Сами железки улучшаются, и энкодеры их использующие тоже.
Есть ещё форки/твики энкодеров под разные процессоры или под разные типы картинок. Есть форк x265 под Intel для Аниме Yuuli-Asuna.
Универсальные энкодеры выдают лучше результат по качеству, но кодируют долго. Энкодеры на видеокартах кодируют очень быстро, но уступают по качеству.
9) Режимы кодирования. Наиболее актуально для универсальных энкодеров(кодирующих на процессорах) современных кодеков. В зависимости от параметров fast, medium, slow, slower и так далее - качество разнится при том же битрейте. Если делать на slower можно добиться качества намного выше чем на fast. Но кодироваться будет в разы или в десятки раз дольше.
10) Качество исходника. Есть миф что при перекодировке нельзя понижать битрейт более чем до 50% или до 40% или 30%. Всё это бред. Наоборот - чем в более первозданном виде вам попал исходник - тем сильней можно ужать. Из 20 ГБ AVC чтобы постараться не ухудшить картинку лучше не опускаться ниже 12000-15000 кбит/с. Но если вам попался BluRay Remux на 40-60 ГБ, то HEVC можно сделать HEVC и в 9000-10000 кбит/с. Потому что когда кодировали в 20ГБ BluRayDisk - уже потеряли немного в качестве. А на диске 40-60 ГБ качество практически без потерь.
В общем если говорить про 1080p HEVC, то
1) Для Аниме битрейт может колебаться от 500 кбит/с до 4000 кбит/с, чтобы повторить картинку близко к оригиналу. В редких случаях даже можно на 500-600 кбит/с повторить оригинальную картинку. Если изначально картинка без экшн сцен, не детальная, не прорисованная, без зерна и к тому же с кропом - 1000 кбит/с хватит на HEVC. В редких случаях и 500-600 кбит/с. Но! как только появляется что-то из выше перечисленного - то картинку уже можно повторить только на 1500-3000 кбит/с. Редко когда нужно 4000-5000 кбит. Всё что выше 5000 кбит/с для аниме - это 100% бессмысленное занятие (для FullHD).
2) Для современного кино без зерна и шумов.
-Приемлемое качество от 1200 до 2000 кбит/с. Есть потеря детализации, но половине населения этого пока хватит, они до сих пор сидят на Xvid.
-Хорошее качество от 3000-4000 кбит/с. Этого хватит для 95% населения.
-Отличное качество от 5000 до 12000 для эстетов и фанатиков (которые сначала при выборе разглядывают качество в очках вплотную на мониторе, а потом смотрят в 3ёх метрах от телевизора в полглаза на 40 дюймах в пьяном виде).
3) Для старых оцифрованных плёнок с зерном и шумами. Чтобы сохранить детализацию но убрать шумы надо вручную реставрировать картинку кадр за кадром. А зачастую и саму плёнку физически очищать предварительно. Но и это не всегда помогает и реставраторы выпускают картинку с большими шумами и зерном. Поэтому тут приходится повышать битрейт. Битрейт зависит от качества плёнки/кропа, фанатичности. Если не нужна детализация - можно сгладить и зерно и шумы и детализацию и выпускать в том же формате 1500-2000 кбит/с. Например когда-то фильм "Один дома" вышел в 1080p BluRay с таааким количеством шумов и зерна, что просто было невозможно смотреть. И сглаженная версия на 2000-2500 кбит/с выглядела гораздо лучше (хоть и немного мультяшно, что не повредело этому фильму).
PS Ситуация на самом деле улучшается. Со временем прекращают действовать патенты и новейшие кодеки могут брать из старых кодеков всякие финты/фичи. Плюс на подходе AI который будет определять сначала что лучше прорисовать (в основном люди обращают внимание на лица), а что можно и не прорисовывать (что-то неважное на заднем плане, титры и так далее) и тогда нижний и средний сегмент станут ещё экономней. И это можно будет прикрутить к сегодняшним энкодерам без изменения стандарта. Так уже вручную пытаются делают на некоторых раздачах AV1 - сначала убирают детализацию где она не важна, а потом кодируют в AV1.
PS2 А ещё есть функция в энкодерах когда убираются шумы и зернитость, картинка раскладывается, а потом при сжатии зерно создаётся ЗАНОВО синтетически, чтобы фильм не выглядел слишком мультяшно. И новое синтетическое зерно не требует такого большого количества битрейта чтобы его повторить. Эффект старины сохраняется, а размер уже становится меньше.