Зритель
 
Форумчанин
Регистрация: 23.03.2011
Сообщения: 1,000
Репутация:  2163 
|
Великий вождь племени Дакота. По следам бизонов. Ч.6.
Государственный парк Кастер.
В Южной Дакоте неподалёку от Чёрных холмов находится один из самых больших мемориалов, высеченных из цельной скалы.
Речь идёт о мемориале Неистового Коня, который посвящён знаменитому индейскому вождю.
Cкрытый текст -
Неистовый Конь, или Бешеный Конь (англ. Crazy Horse, лакота Тхашу́нкэ Витко́ - eго Конь — Бешеный — военный вождь племени оглала, входившего в союз семи племён лакота.
Неистовый Конь родился предположительно в 1840 году на территории современной Южной Дакоты, поблизости от реки Рапид-Крик. Его отец был шаманом, родная мать Неистового Коня умерла молодой и её заменила женщина из племени брюле, приходившаяся сестрой известному вождю Пятнистому Хвосту. Был свидетелем первого серьёзного столкновения между лакота и американской армией, которое произошло 19 августа 1854 года. Неистовому Коню было тогда 14 лет и он находился в лагере вождя брюле Атакующего Медведя, когда там произошла Резня Граттана, в которой все солдаты были перебиты.
Принадлежал к группе непримиримых индейцев, боролся против федерального правительства США, отказывался подписывать какие-либо договоры с правительством США. Остановил продвижение генерала Крука летом 1876 года, разбил кавалерию генерала Кастера в долине Литтл-Бигхорн.
Последнее его столкновение с американской кавалерией состоялось в Монтане 8 января 1877 года. В мае 1877 года капитулировал. Неистовый Конь сторонился белых людей, оставался замкнутым. Когда генерал Джордж Крук предложил ему отправиться в Вашингтон на встречу с президентом США, он отказался. Присутствие известного лидера враждебных индейцев в резервации Красного Облака держало армейское командование в постоянном напряжении. Когда по лагерю, где он находился, поползли слухи о его желании вновь вернуться на тропу войны, генерал Крук принял решение арестовать Неистового Коня. Вождь был доставлен в Форт-Робинсон, где понял, что белые собираются заключить его в тюрьму. Он выхватил нож, но Маленький Большой Человек схватил вождя за руку. Мгновением позже американский солдат пронзил Неистового Коня штыком.
Раненого штыком вождя перенесли в кабинет адъютанта форта. Его одеяло расстелили на полу, и на нём несколько часов он лежал без сознания со внутренним кровотечением. Слабеющим голосом вождь затянул свою Песню Смерти. Индейцы снаружи услышали его пение, и почти сразу же родители Неистового Коня стали умолять разрешить им пройти к сыну. Лишь после того, как вождь умер, им позволили войти.
Не сохранилось ни одного портрета этого знаменитого вождя. В XX веке в его честь начал возводиться Мемориал Неистового Коня (архитектор К. Зюлковски).
Спорная (предположительная) фотография 1877 года Неистового Коня.
Т.к. хорошо известен тот факт, что Неистовый Конь отказался фотографироваться или изображать себя.
Неистовый Конь жил, полагая, что, сделав снимок, он заберет часть своей души и сократит свою жизнь.
Популярным ответом на просьбы сфотографироваться было бы: «Вы бы заточили и мою тень?»
Сходство, созданное Корчаком для Мемориала Неистового Коня, было разработано на основе описаний выживших в битве при Литтл-Бигхорне и других современников Неистового Коня-человека.
В американском фильме «Они умерли на своих постах» 1941 года «Неистовый Конь» является противником главного героя, Джорджа Армстронга Кастера.
В американском фильме «Вождь Бешеный Конь» 1955 года он является главным героем.
В американском фильме «Бешеный Конь» (Crazy Horse) 1996 года он является главным героем.
В американском фильме «Белый бизон» 1977 года является одним из главных героев.

Это было время, когда культуры столкнулись, земля стала предметом смертельного раздора, а традиционные обычаи коренных народов оказались под угрозой и угнетены. В ответ Бешеный Конь поставил нужды своего народа выше своих собственных, что навсегда вписало его и его наследие в американскую историю. Он был убит солдатом в Форт-Робинсон, штат Небраска, около полуночи 5 сентября 1877 года. Кастер, 9 офицеров и 280 рядовых погибли после окончания боя. По данным племен, участвовавших в битве, погибло 32 индейца. Без Бешеного Коня и его последователей исход битвы был бы совсем другим, поскольку он сыграл важную роль в предотвращении прибытия подкрепления.
Скульптор Корчак Зюлковский решил создать памятник, отражающий образ Неистового Коня, на основе предоставленных описаний, чтобы отдать дань уважения принципам и ценностям, за которые стояли коренные американцы, а также всем коренным народам Северной Америки. Безумный Конь выезжает на своем коне из гранита священных Черных холмов, а его левая рука показывает вперед в ответ на насмешливый вопрос, заданный кавалеристом: «Где сейчас ваши земли?» Бешеный Конь ответил: «Мои земли — там, где похоронены мои мертвецы».
Лицо всадника было закончено в 1998 году, его размер — 27 метров, что значительно превышает по размерам 18-метровый барельеф, посвящённый 4 президентам США на горе Рашмор. Из-за недостатка средств мемориал не закончен и работы продолжаются группой энтузиастов, крайне медленно и по мере поступления средств. Средства в основном поступают от посетителей, количество которых составляет около миллиона в год. Законченная фигура будет 195 метров шириной и 172 высотой.
Выживший после битвы «Стоящий медведь» и Корчак Зюлковски (Korczak Ziółkowski) — американский скульптор польского происхождения в 1948 году.
Особенность знания вождя Татанаке — это искусство преобразования силы, посредством которой он научился сам и учил других подниматься в воздух. Хотя, по некоторым версиям, это была регуляция персонального духа, а не физического тела. Это было необходимо для контакта с духом земли (то, что определяется законами третьего интегрального поля). А сами знания Татанка считал подношением великому духу Вакантанка, который и заведует силой Вакан.
В 1876 г. Седьмая Кавалерия под предводительством Кастера инициировала экспедицию с целью наказания непокорных сиу. Солдаты уничтожили сотни индейских домов, убили множество мирных жителей. 25 июня солдаты достигли поселения сиу в долине Литтл-Бигхорн. Все 260 солдат, включая Кастера, были окружены и убиты индейскими совместными силами.
Победа сиу спровоцировала жестокие репрессии со стороны армии. Некоторые лидеры сиу сдавались и вели своих последователей обратно в резервации. Сидящий Бык и группа его сторонников бежали в Канаду.
Была отправлена Комиссия Соединенных Штатов для обсуждения вопроса о возвращении сиу. Как писал Флетчер Джонсон, Сидящий Бык сопротивлялся любым попыткам Комиссии вернуть его обратно.
В описании Джонсоном лидера сиу отражена амбивалентность, с которой европейцы рассматривали индейцев: «Спокойный, величественный и невозмутимый, этот образцовый лидер аборигенов, этот злостный противник и коварный друг, этот образец, поистине, в стиле Макиавелли, присев на корточки на шкуре буйвола возле стены и закурив трубку, произнес в свойственной ему высокомерной манере следующее: Эта комиссия, которая пришла меня опрашивать, может катиться к дьяволу».
Британское правительство предоставило Сидящему Быку и его людям убежище и защиту в Канаде, но они не получили поддержки и были вынуждены оставаться на маленькой, отведенной для них, территории. Земля была бесплодной, дичи не хватало, и беженцы страдали без еды и одежды. Многие умерли от голода. Сидящий Бык остался в Канаде на последующие четыре года.
В 1881 году он и 148 его человек возвратились в Штаты и были сразу же задержаны. После двух лет, проведенных в заключении, ему разрешили вернуться в резервацию. Будучи к тому времени живой легендой, он зарабатывал деньги, в который так нуждался, выступая в цирковом шоу.
В 1890 г. полиция резервации попыталась арестовать его за поддержку мессианского движения Пляска Духа. Оно являлось религиозным возрождением, которое учило тому, что коренные американцы освободятся от белого гнета, что белые скоро будут уничтожены и что буйволы — как и прежний образ жизни — скоро вернутся. В последовавшей перестрелке он был убит полицейским.
Женщины-воины, а такие в племенах индейцев тоже были, носили обычную женскую одежду, но могли надеть к ней мужской головной убор из перьев или медаль. Нередко в походы брали молодую девушку. Одетая в ярко красное платье, она скакала перед отрядом, возбуждая воинов на битву. «Самый смелый возьмет меня в мужья!» – кричала она и, если девушка была действительно смелой, умелой и красивой, то… у воинов отряда был смысл побороться за её руку и добыть побольше лошадей, скальпов или сделать много ку!
Индейцы украшали практически все предметы, которыми они пользовались. Богато расшивались бисером любые сумки или сумочки, мешки для провизии, повязки, ремни, ножны для сабель – «длинных ножей», которыми индейцы тоже не пренебрегали, и даже самым утилитарным предметам придавалась форма, радующая глаз своей изысканностью.
Одежда индейских женщин была традиционной – длинное платье из кожи или ткани, мокасины и леггины, которые, однако, были всегда короче, чем мужские, и подвязывались выше колена. Нередко женские мокасины и леггины составляли одно целое и походили на высокие сапоги.
Платье обязательно украшалось вышивкой из игл дикобраза или бисера. Причем для вышивки использовалось все, что под руками или что попадалось у белых торговцев: медные монетки, наперстки, бубенцы, очень часто раковины каури. Дочь богатого индейца могла носить платье целиком расшитое бисером.
Как и в европейских армиях, у индейцев были приняты свои знаки отличия. Но при этом существовало одно довольно странное различие: великий воин и выдающийся вождь вполне мог и не иметь головного убора из орлиных перьев и массы всевозможных украшений, что, однако, совсем не умаляло его славы. То есть великий воин, по-настоящему великий, ни в каких знаках и украшениях просто не нуждался, он и так был всем известен, и почитаем.
К тому же в бою далеко не все вожди надевали пышные головные уборы, потому что понимали, что именно они-то и привлекут в первую очередь вражеских стрелков. Так что тот же Оцеола вполне мог и не носить в бою убор из страусовых перьев, хотя кто знает…


Перья – вот материал, который на протяжении многих столетий служил индейцам Америки для изготовления чрезвычайно нарядных изделий. Бисером индейцев снабжали русские купцы.

Вождь Генри Стоящий Медведь.
На груди - Хеапайп индейцев. Устройство этого своеобразного украшения было очень простым: трубочки из просверленной насквозь кости соединялись в несколько рядов одна к другой. Надевалось это украшение на шею и висело спереди, закрывая грудь и живот индейца. Причем совсем необязательно им было располагаться вдоль тела, они могли идти и поперек, а размер мог быть самый разный, так что у некоторых оно свисало до самых колен. Впрочем, хеапайп был не только украшением, но и служил индейцу хорошей защитой, выступая в качестве своеобразной кирасы! Иногда к нему прикрепляли ещё и металлические пекторали из мельхиора и серебра, а также… большие кресты! Кстати, без этого украшения не обходился практически ни один ритуальный танцевальный костюм. Обычно они отличались особой пышностью и богатством украшений.

Мемориал Бешеной Лошади был задумкой двух мужчин: Корчака Зюлковского и вождя лакота Генри Стоящего Медведя.
Он был в богатой, но не яркой и не пестрой одежде.
Рубашка, схваченная у талии разноцветным поясом вампум,
ниспадала красивыми складками,
а стройные ноги были обтянуты гетрами из красного сукна.
Он был прекрасно сложен,
его фигура казалась удивительно пропорциональной.
На голове у него была пестрая повязка
с тремя черными страусовыми перьями,
спускавшимися почти до плеч.
На шее висели различные украшения.
Одно из них привлекало особое внимание:
круглая золотая пластинка, висевшая у него на груди.
На пластинке были выгравированы лучи,
радиусами идущие из одного центра.
Это было изображение восходящего солнца.
Майн Рид «Оцеола, вождь семинолов».
Картины Корчака и Рут Зюлковски.
Корчак Зюлковский родился в Бостоне, имел польское происхождение и остался сиротой в возрасте одного года. Он начал изучать деревообработку и изготовление мебели в молодом возрасте, а затем занялся искусством скульптуры. Он работал над многими известными скульптурами (в том числе над горой Рашмор) и получил первый приз на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Вождь Генри Стоящий Медведь написал Зюлковскому письмо с просьбой создать мемориал американским индейцам Северной Америки. Он написал: «Мои коллеги-вожди и я хотели бы, чтобы белый человек знал, что у красного человека тоже есть великие герои».

После Второй мировой войны Зюлковский принял приглашение Главного Постоянного Медведя и посвятил остаток своей жизни Мемориалу Бешеной Лошади.
После смерти мужа Рут Зюлковски взяла на себя управление проектом и поддерживала мечту, собирая средства и нанимая рабочих. Без ее настойчивости проект мог бы закончиться провалом.
Рут умерла в 2014 году, и семья до сих пор владеет и управляет мемориалом. Они отдают дань уважения не только Crazy Horse, но и Зюлковским своим лозунгом «Никогда не забывайте свои мечты».
Едем дальше в поисках бизонов.
Туннель на дороге Айрон Маунтин (Iron Mountain Road).
Дальше на запад, в государственном парке Кастер, мы сворачиваем с шоссе 16 на легендарное шоссе Нидлс, которое станет праздником для Обеликса. Сначала он петляет по лугам и сосновым лесам, а затем переходит в самую впечатляющую, скалистую часть с туннелями, просверленными в твердом граните.
Далее следует лабиринт гранитных образований, возвышающихся над лесной подстилкой, напоминающих иголки, пальцы, шпили собора и органные трубы, такие как знаменитое «Игольное ушко» и шпили собора. Теперь, пройдя через туннель «Игольное Око», вы обнаружите высокую скальную трещину шириной всего 2,56 см и вскоре достигнете живописного озера Сильван. Когда губернатор Питер Норбек планировал построить 14-мильное шоссе Нидлс, инженеры сказали ему, что «это невозможно». Но он упорствовал, и ему пришлось уговорить ее проявить творческий подход. Улица была построена в 1922 году и с момента открытия существенно не изменилась.
Целая куча куропаток!:)
Оленя видите? А он есть!:)
Дикие индюки.:)
И наконец, стада бизонов!
Для меня бизоны – это сразу мультик «Якари», который наш ребенок «засмотрела в детстве до дыр».:) Мы все диалоги знали на изусть... «Якари! Белодонна! (так звали его коня в немецкой версии, а в русской - Малый гром)». А еще они постоянно ели сушеное мясо бизонов. Наш ребенок тоже сразу просила ломтик сушеного мяса.:)
Кстати, о мясе..
Охотники особо ценили бизоний язык и богатый жиром горб. Сушеное и грубоизмельченное бизоновое мясо, называемое пеммиканом, служило для зимних запасов индейцев, а смешанное с жиром и заделанное в свинцовые ящики составляло одну из самых важных составных частей пищевого запаса полярных экспедиций. У индейцев толстые шкуры бизона шли на более грубые сорта сыромятной кожи и дублёной кожи, особенно для подошв. Из кож молодых животных получали сыромять для одежды. Кроме того, бизоньи кожи шли на палатки-типи, сёдла и пояса; из костей делали посуду, ножи; из сухожилий — тетивы, нитки и т. п., из волос верёвки; помёт служил топливом; из копыт вываривали клей. Индейцы охотились на бизона с лошади, с луком, реже с копьём. При возможности, применяли и ружья. Существовали и более древние, пешие, способы охоты. При этом животных загоняли в пропасти или специальные загоны. Охотились и по глубокому снегу.
Зимой много бизонов, особенно молодых, гибло от мороза; часто при переходах через замёрзшие реки лёд не выдерживал, ломался, и целые стада тонули в воде. В Кентукки и Иллинойсе делали попытки одомашнивания бизонов, но безуспешно. Однако от скрещивания самца-бизона с обыкновенной коровой получаются приручаемые гибриды, которые лишены горба, но сохраняют длинные волосы на передней части тела. В неволе бизоны жили до 14 лет, и в некоторых зоологических садах удавалось получить от них потомство и воспитать его.
Более чем 95 % североамериканских бизонов находятся в частной собственности и большинство из них используется для получения коммерческой продукции. Селекция для особенностей рынка (скорость роста и репродуктивные особенности, экстерьер тела, послушание) доминирует над управлением частными стадами.
Чудесный мультик для малышей. Якари — веселый индейский мальчик, очень любопытный, любящий природу и всех животных. Он наделен особенным даром, о котором мечтают многие дети: Якари понимает язык животных и может говорить с ними. Лучший друг Якари — гордый пони Малый гром. Вместе с Малым громом и своими друзьями — индейским мальчиком «Будущий бизон» и индейской девочкой Радугой — Якари бродит по лесам и горам, попадая при этом в приключения. Их окружает много интересного: сильные буйволы, трудолюбивые бобры, целебные растения, стаи волков и хитрых койотов. Компанию ожидают и многочисленные опасности: коварные обжоры, агрессивные пумы, нападения, пожары и лавины. Но как только ребята попадают в трудные ситуации, на помощь им приходит Большой орел. Огромная птица заботится о Якари и помогает ему словом и делом. Сериал рассказывает не только о безгранично свободной и волнующей жизни маленького индейского мальчика в дикой местности, но и о проблемах, волнующих современных детей, которые видят в Якари друга, решающего близкие им вопросы, связанные с необходимостью изучения окружающего мира и нахождения своего места в нем.
Ещё есть книга «Якари и Великий Орёл» — первая книга в серии. Над иллюстрациями работал известный швейцарский создатель комиксов Дериб. Истории про индейцев — его конёк. Серия, созданная Жобом и Дерибом, переведена на многие языки мира, доступна и на русском.
На самом деле, бывает очень сложно проехать мимо стада, т.к. это тебе не домашние коровы, а дикие звери. И часто бизоны идут на машины и их толкают или трут рога. Ехать нужно очень медленно, фотографировать только на телефон без вспышек.
В XIX веке популяция американских бизонов подверглась массовому истреблению в коммерческих целях. Огромное количество американских охотников убивали сотни тысяч бизонов ежегодно ради шкур, которые пользовались большим спросом как в США, так и в Европе. Американские скотоводы уничтожали бизонов, чтобы освободить территорию и ресурсы для своей живности. Мясом бизонов питались солдаты армии США из расположенных на равнинах постов, а также строители железных дорог. Охота на бизонов также стала популярным развлечением, привлёкшим даже Великого князя Алексея Александровича во время его посещения Северной Америки в 1872 году.
Власти США неохотно шли на принятие мер для защиты популяции бизонов, осознавая пагубное влияние истребления на жизнь индейцев, которых правительство не без проблем пыталось переселить в выделенные в резервациях земли. По оценкам исследователей, в 1800 году численность бизонов составляла 30—40 млн животных, а к концу века они были почти поголовно истреблены: осталось менее одной тысячи. Коммерческими охотниками, фермерами и просто ради развлечения в 1840-х годах ежегодно уничтожались около 2 млн. бизонов. Лишь с 1 из 3 убитых бизонов снимали шкуру и как-то использовали, остальных просто бросали, кости иногда использовались в качестве удобрения.
Создание национального парка Йеллоустон в 1872 году было первым событием, позволившим избежать полного исчезновения вида. Тем не менее, законы тех времён запрещали лишь коммерческую охоту на федеральных землях, что использовалось браконьерами для ухода от ответственности. Военные патрули не были в состоянии положить конец браконьерству, и только в 1894 году был принят закон, полностью запретивший любую не санкционированную руководством парка охоту на всех животных.
Бизон как самое крупное и известное животное Северной Америки непременно должен был попасть на денежные знаки США (монеты и банкноты). C 2006 года налажен выпуск инвестиционных золотых монет «Буффало».
Изображение американского бизона имеется на флагах штатов США Вайоминга и Канзаса, а также на гербе и флаге провинции Манитоба в Канаде.
Этой машине не повезло!
В парке обитает знаменитое стадо, насчитывающее около 1500 свободно бродящих равнинных бизонов. Лось, койот, олень-мул, белохвостый олень, горный козел, луговые собачки, снежный баран, североамериканская выдра, вилорог, пума и дикие ослики (ослы) - другие крупные животные в парке. Парк известен своими пейзажами и живописными дорогами (Шоссе Нидлс, петля дикой природы), где можно встретить стадо бизонов и колонии луговых собачек.
|