Показать сообщение отдельно
Старый 06.06.2024, 11:49   #358
Аneta
Редактор
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Гуру Форума
Аватар для Аneta
Регистрация: 19.08.2012
Адрес: Золотистый остров бисерного Архипелага
Сообщения: 2,433
Репутация: 14654
Пушкинский день

"Что может быть сладостнее дремоты на мягком изголовьи сомненья?"

Жрец Единого Прекрасного, заложивший основу
будущей светской религии - Великого Искусства!




6 июня 2024 года - 225 лет со дня рождения великого
русского поэта Александра Сергеевича Пушкина

Из всех гениев мировой культуры, несмотря на разные виды искусства, Рафаэля, Моцарта и Пушкина объединяет какое-то солнечное родство. И оно проявилось не только в том, что каждый из них прожил сравнительно короткую жизнь, около 37 лет (Моцарт - 35), но выразилось, прежде всего, в исключительной продуктивности творчества, которое и по сей день оценивается как некая видимая легкость, простота и вместе с тем непостижимое и непревзойденное совершенство, для описания которого никогда мы не сможем подобрать нужных слов и всегда лучшим ответом будет божественное молчание. Впрочем, Пушкин, исследуя природу гениальности, в своей непревзойденной трагедии "Моцарт и Сальери" дал весьма точное определение гениальности в строках:

"Нас мало избранных счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов"

«Афинянин среди скифов. Креол славянской расы, в котором смешение абиссинской и русской крови дало такой странный и яметисаркий мессидж».
А.С. Пушкин безоговорочно гений, его творчество было как бы игрой или забавой, отсюда избранность, счастье и видимая праздность, сочетавшаяся с невероятной трудоспособностью.

Мироощущение Пушкина

"Рухнут мокрыми комьями на черновик
Ликованье и горе, сменяя друг друга.
Он рассудит их спор".

Павел Антокольский



Кто знает край, где небо блещет
Неизъяснимой синевой,
Где море теплою волной
Вокруг развалин тихо плещет;
Где вечный лавр и кипарис
На воле гордо разрослись;
Где пел Торквато величавый;
Где и теперь во мгле ночной
Адриатической волной
Повторены его октавы;
Где Рафаэль живописал;
Где в наши дни резец Кановы
Послушный мрамор оживлял,
И Байрон, мученик суровый,
Страдал, любил и проклинал?



Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.

А.С. Пушкин - пророк, восходивший шаг за шагом, на Эверест Духовности Человечества. Предчувствуя близкую кончину, А.С. Пушкин, не случайно поставил в качестве заключительного аккорда - стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...".



Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

1836 г.

  Ответить с цитированием