Показать сообщение отдельно
Старый 07.11.2023, 16:16   #2969
anko63
Зритель
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Душа Форума
Аватар для anko63
Регистрация: 02.09.2014
Сообщения: 17,182
Репутация: 8293
Каток судьбы. Он выжил на войне, потеряв троих адъютантов. Жизнь ему сломала дорожная машина



Афанасий Белобородов обходит строй перед наступлением. Фото из открытых источников
Сибиряки отметили 120-летие дважды Героя Советского Союза Афанасия Белобородова. На малой родине генерала армии под Иркутском, в Баклашах, открыли монумент. 78-я стрелковая дивизия, преобразованная впоследствии в 9-ю гвардейскую, насмерть стояла под Москвой в ноябре 1941 года. Полковник Белобородов все время находился на передовой, потеряв троих адъютантов, которых сразили не снайперы, а автоматчики. Представьте это только на секунду! Самого Афанасия Павлантьевича Судьба берегла.


Под Москвой. Белобородов в центре. Фото из открытых источников
Линия фронта от столицы находился настолько близко, что корреспондент Александр Бек добирался туда на метро! Сначала несколько остановок до станции «Сокол»; потом пересаживался на автобус № 21, курсировавший до Красногорска, от которого до передовой на берегах Истры оставалось немного, километров пятнадцать. Это расстояние военкор преодолевал на попутках.

Именно его очерк «День командира дивизии», опубликованный в журнале «Знамя», лег в основу повести, а спустя много лет - одноименного фильма.

Из очерка: «В этом лице – широкоскулом, с небольшими круглыми глазами – было, несомненно, что-то бурятское, что совершенно не вязалось с чистым, сочным русским говором. Еще в первую встречу я спросил об этой странности. «Иркутская порода», – сказал Белобородов».




Афанасий Белобородов обходит строй перед наступлением. Фото из открытых источников
Сибиряки отметили 120-летие дважды Героя Советского Союза Афанасия Белобородова. На малой родине генерала армии под Иркутском, в Баклашах, открыли монумент. 78-я стрелковая дивизия, преобразованная впоследствии в 9-ю гвардейскую, насмерть стояла под Москвой в ноябре 1941 года. Полковник Белобородов все время находился на передовой, потеряв троих адъютантов, которых сразили не снайперы, а автоматчики. Представьте это только на секунду! Самого Афанасия Павлантьевича Судьба берегла.


Афанасий Белобородов в Кенигсберге. Фото из открытых источников
Когда снимался художественный фильм, Афанасий Павлантьевич выступал в качестве консультанта. Он лично присутствовал на съемочной площадке. На его роль выбрали актера Валерия Цветкова, легендарного Георгия Жукова блестяще сыграл Михаил Ульянов. Кадры о том, как Белобородов консультирует съемочную группу, вошли в документальную ленту, созданную уже Восточно-Сибирской студией кинохроники. Фильм назвали «Крестьянский сын».

Накануне 120-летнего юбилея Афанасия Павлантьевича мы встретились с оператором Евгением Корзуном, снимавшим «Крестьянского сына».


Допрос генерал- полковника фон Заухена. Фото из открытых источников
– Евгений Алексеевич, у кого возникла мысль снять фильм о нашем легендарном земляке?

– Идея снять фильм о Белобородове принадлежит Мише Шмулевичу, точнее, Михаилу Израилевичу. Хотя за несколько лет до этого я тоже неоднократно предлагал сделать такую работу, но меня никто даже слушать не стал. А Шмулевичу удалось продавить этот проект. Миша весьма прагматичный человек, старался снимать только известных личностей, даже знаковых. Я хорошо помню, как он подошел ко мне и так вкрадчиво сообщил: «Женя, на следующий год, примерно в это же время, будем снимать Белобородова. Вы, уж, пожалуйста, не занимайтесь никакой работой». А потом подходил каждые полмесяца и напоминал: «Вы помните, Женя, что мы снимаем Белобородова?» Команду для работы над очередным проектом Михаил Шмулевич подбирал заранее и очень тщательно. С ним работал один из известных людей в документальном кино – Леонид Абрамович Рудевич, написавший сценарий к фильму.


Белобородов рядом с Гагариным. Фото из фондов Краеведческого музея г. Иркутска
Осенью 1982 года съемочная группа полетели в Москву к Белобородову. Афанасий Павлантьевич на тот момент передвигался уже с помощью двух костылей. В октябре 1966 года его служебная машина врезалась в дорожный каток. Водитель погиб. Сам Белобородов к моменту съемок перенес порядка 20 операций, его ногу собирали по кусочкам. Тот каток погубил карьеру генерала армии, которому прочили звание Маршала Советского Союза и пост Министра обороны.


Осень 1982 года. Из архива Евгения Корзуна
– Евгений Алексеевич, как встретил съемочную группу Афанасий Павлантьевич?

– Первым делом проверил, хорошо ли знаем деревенскую жизнь, спросил: «Что такое постромки? А бастрик?» Осень выдалась теплой, и я помню, что Афанасий Павлантьевич в синем спортивном костюме стоит и, обнимая ствол березы, говорит:

«Если бы не эта авария, то я бы до сих пор бегал. Когда командовал округом, то вечерами по шесть километров пробегал, а сейчас вот только 1200 метров врачи разрешают».




.

Афанасий Белобородов в Кенигсберге. Фото из открытых источников
Когда снимался художественный фильм, Афанасий Павлантьевич выступал в качестве консультанта. Он лично присутствовал на съемочной площадке. На его роль выбрали актера Валерия Цветкова, легендарного Георгия Жукова блестяще сыграл Михаил Ульянов. Кадры о том, как Белобородов консультирует съемочную группу, вошли в документальную ленту, созданную уже Восточно-Сибирской студией кинохроники. Фильм назвали «Крестьянский сын».

Накануне 120-летнего юбилея Афанасия Павлантьевича мы встретились с оператором Евгением Корзуном, снимавшим «Крестьянского сына».

Допрос генерал- полковника фон Заухена. Фото из открытых источников
– Евгений Алексеевич, у кого возникла мысль снять фильм о нашем легендарном земляке?

– Идея снять фильм о Белобородове принадлежит Мише Шмулевичу, точнее, Михаилу Израилевичу. Хотя за несколько лет до этого я тоже неоднократно предлагал сделать такую работу, но меня никто даже слушать не стал. А Шмулевичу удалось продавить этот проект. Миша весьма прагматичный человек, старался снимать только известных личностей, даже знаковых. Я хорошо помню, как он подошел ко мне и так вкрадчиво сообщил: «Женя, на следующий год, примерно в это же время, будем снимать Белобородова. Вы, уж, пожалуйста, не занимайтесь никакой работой». А потом подходил каждые полмесяца и напоминал: «Вы помните, Женя, что мы снимаем Белобородова?» Команду для работы над очередным проектом Михаил Шмулевич подбирал заранее и очень тщательно. С ним работал один из известных людей в документальном кино – Леонид Абрамович Рудевич, написавший сценарий к фильму.

Белобородов рядом с Гагариным. Фото из фондов Краеведческого музея г. Иркутска


Жене от земляка Белобородова. Из архива Евгения Корзуна

Снова на линию фронта

-Несмотря на недомогание, Белобородов свозил нас на берег Истры, где стояла его дивизия во время войны, - рассказывает Корзун. - Удивительно, он помнил все, показывал, откуда наступали немцы, как наши оборонялись. Чтобы представить масштаб сражения, я залез на колокольню Иерусалимского монастыря. Оттуда видно все как на ладони. Немцы стояли в полутора километрах от наших окопов, представляете?!

Сам Афанасий Павлантьевич вспомнил, когда занимали рубеж недалеко от ткацкой фабрики, подошел дед и спросил напрямую: «Вы долго еще пятиться будете? Москва-то вот она!» Тогда Белобородов приказал устроить наблюдательный пункт в здании бывшей фабрики, а все вокруг заминировать. «Если немцы прорвутся, то подорвем все и себя вместе с ними, иначе не переживу».


Оператор Евгений Корзун. Съемки "Крестьянского сына". Из архива Евгения Корзуна
Штаб дивизии располагался всего в четырех километрах от передовой. Создатели фильма «День командира дивизии» буквально несколькими предложениями обрисовали тяжелейшее положение дел, сложившееся под Москвой на тот момент.

«23 ноября нами был оставлен Клин – 89 км от Москвы. 25 ноября оставлен Солнечногорск – 85 км от Москвы. 27 ноября сдана Истра – 58 км до Москвы. 29 ноября немцы прорвались за канал «Москва – Волга». 30 ноября сданы Снигири – 44 км до Москвы». Даже сложно себе представить, в какой ситуации приходилось командовать Белобородову.




Под Москвой. Белобородов в центре. Фото из открытых источников
Линия фронта от столицы находился настолько близко, что корреспондент Александр Бек добирался туда на метро! Сначала несколько остановок до станции «Сокол»; потом пересаживался на автобус № 21, курсировавший до Красногорска, от которого до передовой на берегах Истры оставалось немного, километров пятнадцать. Это расстояние военкор преодолевал на попутках.

Именно его очерк «День командира дивизии», опубликованный в журнале «Знамя», лег в основу повести, а спустя много лет - одноименного фильма.

Из очерка: «В этом лице – широкоскулом, с небольшими круглыми глазами – было, несомненно, что-то бурятское, что совершенно не вязалось с чистым, сочным русским говором. Еще в первую встречу я спросил об этой странности. «Иркутская порода», – сказал Белобородов».

Афанасий Белобородов в Кенигсберге. Фото из открытых источников
Когда снимался художественный фильм, Афанасий Павлантьевич выступал в качестве консультанта. Он лично присутствовал на съемочной площадке. На его роль выбрали актера Валерия Цветкова, легендарного Георгия Жукова блестяще сыграл Михаил Ульянов. Кадры о том, как Белобородов консультирует съемочную группу, вошли в документальную ленту, созданную уже Восточно-Сибирской студией кинохроники. Фильм назвали «Крестьянский сын».

Накануне 120-летнего юбилея Афанасия Павлантьевича мы встретились с оператором Евгением Корзуном, снимавшим «Крестьянского сына».

Допрос генерал- полковника фон Заухена. Фото из открытых источников
– Евгений Алексеевич, у кого возникла мысль снять фильм о нашем легендарном земляке?

– Идея снять фильм о Белобородове принадлежит Мише Шмулевичу, точнее, Михаилу Израилевичу. Хотя за несколько лет до этого я тоже неоднократно предлагал сделать такую работу, но меня никто даже слушать не стал. А Шмулевичу удалось продавить этот проект. Миша весьма прагматичный человек, старался снимать только известных личностей, даже знаковых. Я хорошо помню, как он подошел ко мне и так вкрадчиво сообщил: «Женя, на следующий год, примерно в это же время, будем снимать Белобородова. Вы, уж, пожалуйста, не занимайтесь никакой работой». А потом подходил каждые полмесяца и напоминал: «Вы помните, Женя, что мы снимаем Белобородова?» Команду для работы над очередным проектом Михаил Шмулевич подбирал заранее и очень тщательно. С ним работал один из известных людей в документальном кино – Леонид Абрамович Рудевич, написавший сценарий к фильму.

Белобородов рядом с Гагариным. Фото из фондов Краеведческого музея г. Иркутска
Осенью 1982 года съемочная группа полетели в Москву к Белобородову. Афанасий Павлантьевич на тот момент передвигался уже с помощью двух костылей. В октябре 1966 года его служебная машина врезалась в дорожный каток. Водитель погиб. Сам Белобородов к моменту съемок перенес порядка 20 операций, его ногу собирали по кусочкам. Тот каток погубил карьеру генерала армии, которому прочили звание Маршала Советского Союза и пост Министра обороны.

Осень 1982 года. Из архива Евгения Корзуна
– Евгений Алексеевич, как встретил съемочную группу Афанасий Павлантьевич?

– Первым делом проверил, хорошо ли знаем деревенскую жизнь, спросил: «Что такое постромки? А бастрик?» Осень выдалась теплой, и я помню, что Афанасий Павлантьевич в синем спортивном костюме стоит и, обнимая ствол березы, говорит:

«Если бы не эта авария, то я бы до сих пор бегал. Когда командовал округом, то вечерами по шесть километров пробегал, а сейчас вот только 1200 метров врачи разрешают».

Жене от земляка Белобородова. Из архива Евгения Корзуна

Снова на линию фронта

-Несмотря на недомогание, Белобородов свозил нас на берег Истры, где стояла его дивизия во время войны, - рассказывает Корзун. - Удивительно, он помнил все, показывал, откуда наступали немцы, как наши оборонялись. Чтобы представить масштаб сражения, я залез на колокольню Иерусалимского монастыря. Оттуда видно все как на ладони. Немцы стояли в полутора километрах от наших окопов, представляете?!

Сам Афанасий Павлантьевич вспомнил, когда занимали рубеж недалеко от ткацкой фабрики, подошел дед и спросил напрямую: «Вы долго еще пятиться будете? Москва-то вот она!» Тогда Белобородов приказал устроить наблюдательный пункт в здании бывшей фабрики, а все вокруг заминировать. «Если немцы прорвутся, то подорвем все и себя вместе с ними, иначе не переживу».

Оператор Евгений Корзун. Съемки "Крестьянского сына". Из архива Евгения Корзуна
Штаб дивизии располагался всего в четырех километрах от передовой. Создатели фильма «День командира дивизии» буквально несколькими предложениями обрисовали тяжелейшее положение дел, сложившееся под Москвой на тот момент.

«23 ноября нами был оставлен Клин – 89 км от Москвы. 25 ноября оставлен Солнечногорск – 85 км от Москвы. 27 ноября сдана Истра – 58 км до Москвы. 29 ноября немцы прорвались за канал «Москва – Волга». 30 ноября сданы Снигири – 44 км до Москвы». Даже сложно себе представить, в какой ситуации приходилось командовать Белобородову.

Афанасий Белобородов и Алексей Сурков. Из архива Евгения Корзуна
Автор «Землянки»

О комдиве Белобородове писал не только Александр Бек, но и Алексей Сурков, автор знаменитой «Землянки». «Бьется в тесной печурке огонь…» – помните?

Сурков приехал к Белобородову во время съемок документального фильма . Вот сидят они за столом, общаются, Сурков и говорит: «А ведь изначально это была не песня, а письмо жене, которая находилась в эвакуации в Казани». Даже на конверте я написал: «Тебе, мое солнышко!» Алексей Сурков тогда был военкором «Красноармейской газеты». Популярной фронтовой песней личное письмо стало позднее, когда композитор Константин Листов попросил стихи, которые легли бы на музыку. Афанасий Павлантьевич, в свою очередь, рассказал, что как только песню запели бойцы, к нему приезжали и спрашивали, что, мол, за пораженческие настроения, что за четыре шага до смерти? Тогда он объяснил, что когда идешь в рукопашную, так и есть – ты делаешь два шага, и противник два – все, там уже кто кого. А запрещать поздно – поют уже.



Планета Сибирь
24,7K подписчиков


– Идея снять фильм о Белобородове принадлежит Мише Шмулевичу, точнее, Михаилу Израилевичу. Хотя за несколько лет до этого я тоже неоднократно предлагал сделать такую работу, но меня никто даже слушать не стал. А Шмулевичу удалось продавить этот проект. Миша весьма прагматичный человек, старался снимать только известных личностей, даже знаковых. Я хорошо помню, как он подошел ко мне и так вкрадчиво сообщил: «Женя, на следующий год, примерно в это же время, будем снимать Белобородова. Вы, уж, пожалуйста, не занимайтесь никакой работой». А потом подходил каждые полмесяца и напоминал: «Вы помните, Женя, что мы снимаем Белобородова?» Команду для работы над очередным проектом Михаил Шмулевич подбирал заранее и очень тщательно. С ним работал один из известных людей в документальном кино – Леонид Абрамович Рудевич, написавший сценарий к фильму.

Белобородов рядом с Гагариным. Фото из фондов Краеведческого музея г. Иркутска
Осенью 1982 года съемочная группа полетели в Москву к Белобородову. Афанасий Павлантьевич на тот момент передвигался уже с помощью двух костылей. В октябре 1966 года его служебная машина врезалась в дорожный каток. Водитель погиб. Сам Белобородов к моменту съемок перенес порядка 20 операций, его ногу собирали по кусочкам. Тот каток погубил карьеру генерала армии, которому прочили звание Маршала Советского Союза и пост Министра обороны.

Осень 1982 года. Из архива Евгения Корзуна
– Евгений Алексеевич, как встретил съемочную группу Афанасий Павлантьевич?

– Первым делом проверил, хорошо ли знаем деревенскую жизнь, спросил: «Что такое постромки? А бастрик?» Осень выдалась теплой, и я помню, что Афанасий Павлантьевич в синем спортивном костюме стоит и, обнимая ствол березы, говорит:

«Если бы не эта авария, то я бы до сих пор бегал. Когда командовал округом, то вечерами по шесть километров пробегал, а сейчас вот только 1200 метров врачи разрешают».

Жене от земляка Белобородова. Из архива Евгения Корзуна

Снова на линию фронта

-Несмотря на недомогание, Белобородов свозил нас на берег Истры, где стояла его дивизия во время войны, - рассказывает Корзун. - Удивительно, он помнил все, показывал, откуда наступали немцы, как наши оборонялись. Чтобы представить масштаб сражения, я залез на колокольню Иерусалимского монастыря. Оттуда видно все как на ладони. Немцы стояли в полутора километрах от наших окопов, представляете?!

Сам Афанасий Павлантьевич вспомнил, когда занимали рубеж недалеко от ткацкой фабрики, подошел дед и спросил напрямую: «Вы долго еще пятиться будете? Москва-то вот она!» Тогда Белобородов приказал устроить наблюдательный пункт в здании бывшей фабрики, а все вокруг заминировать. «Если немцы прорвутся, то подорвем все и себя вместе с ними, иначе не переживу».

Оператор Евгений Корзун. Съемки "Крестьянского сына". Из архива Евгения Корзуна
Штаб дивизии располагался всего в четырех километрах от передовой. Создатели фильма «День командира дивизии» буквально несколькими предложениями обрисовали тяжелейшее положение дел, сложившееся под Москвой на тот момент.

«23 ноября нами был оставлен Клин – 89 км от Москвы. 25 ноября оставлен Солнечногорск – 85 км от Москвы. 27 ноября сдана Истра – 58 км до Москвы. 29 ноября немцы прорвались за канал «Москва – Волга». 30 ноября сданы Снигири – 44 км до Москвы». Даже сложно себе представить, в какой ситуации приходилось командовать Белобородову.

Афанасий Белобородов и Алексей Сурков. Из архива Евгения Корзуна
Автор «Землянки»

О комдиве Белобородове писал не только Александр Бек, но и Алексей Сурков, автор знаменитой «Землянки». «Бьется в тесной печурке огонь…» – помните?

Сурков приехал к Белобородову во время съемок документального фильма . Вот сидят они за столом, общаются, Сурков и говорит: «А ведь изначально это была не песня, а письмо жене, которая находилась в эвакуации в Казани». Даже на конверте я написал: «Тебе, мое солнышко!» Алексей Сурков тогда был военкором «Красноармейской газеты». Популярной фронтовой песней личное письмо стало позднее, когда композитор Константин Листов попросил стихи, которые легли бы на музыку. Афанасий Павлантьевич, в свою очередь, рассказал, что как только песню запели бойцы, к нему приезжали и спрашивали, что, мол, за пораженческие настроения, что за четыре шага до смерти? Тогда он объяснил, что когда идешь в рукопашную, так и есть – ты делаешь два шага, и противник два – все, там уже кто кого. А запрещать поздно – поют уже.

Афанасий Павлантьевич на съемочной площадке в качестве консультанта. Из архива Евгения Корзуна
«Болты в томате»

Время съемки в советское время было строго регламентировано кинопленкой и финансами. И тогда Михаил Шмулевич взял заказ на два производственных фильма о перевозке грузов на станции в Москве. Подобную заказуху киношники между собой называли «болты в томате». Так, за счет дополнительных фильмов группа смогла поработать с Белобородовым с сентября по февраль.

У Евгения Корзуна сохранилась фотография с автографом «Жене земляку от Белобородова. 20.12…»

-- А 1982-й год он уже написал мимо, на газете, - говорит Корзун. - Но я не сказал ему про это, думаю, расстроится еще дед. Мы

между собой его так и называли.


Евгений Корзун и Михаил Шмулевич. Из архива Евгения Корзуна
«Из смертных – только я и Покрышкин»

Афанасий Павлантьевич пригласил съемочную группу на свое 80-летие, где собрались видные военачальники Второй мировой.

– Нас у лифта генерал-майор встречал, – рассказывает Евгений Корзун. – Я сумел поговорить со многими из высоких гостей. Позднее поинтересовался у Афанасия Павлантьевича: кто живет в этом доме? Он говорит: «Из смертных – только я и Покрышкин». На самом деле его соседями были Михаил Суслов, Владимир Щербицкий и другие члены политбюро.

– Какой момент работы над фильмом вас по-настоящему тронул?

– Был такой момент. Афанасий Павлантьевич говорит: «Лягешь» (он так и сказал) иногда и думаешь: сколько же людей погибло под твоим руководством!? Вот лучше бы думал, может, меньше бы погибло».
Белобородов вспоминал, как допрашивал немецкого генерал-полковника фон Заукена после взятия Кенигсберга. В какой-то немец спрашивает: «А вы взяли Фишхаузен?» «Конечно», – отвечает Белобородов. Немец заплакал и говорит: «У нас в семье несколько поколений генералов – прадед, дед, отец, и только мне выпала тяжелая доля. Фишхаузен – мой родной город». «А у меня отец неграмотный был, мать неграмотная, а я стал генералом. Сын крестьянский. Разве у вас такое возможно? Я до шестнадцати лет сено косил и дрова резал». Так и сказал: «резал».


Памятник Белобородову на родине в Баклашах. Фото Андрея Федорова
– Помните последнюю встречу с Белобородовым?

– Это было уже после дня рождения. Мы пошли к нему прощаться. И тут Шмулевичу захотелось заглянуть в «Букинист», как я не отговаривал, пошли все-таки. И, конечно, припозднились. Заходим в квартиру, Афанасий Павлантьевич стоит в прихожке, опираясь на клюшки, и так с поклоном: «С опозданием!» Помолчав, добавил: «Восемьдесят первый нынче, время не остановишь. Вот, из госпиталя выписался. Не забывайте меня, звоните». А потом у него сменился адъютант, и даже поговорить с Афанасием Павлантьевичем стало невозможно. «Кто звонит? По какому вопросу? Он устал и отдыхает». Вот и весь разговор.

– А Белобородов успел посмотреть готовый фильм?

– Конечно. Премьера состоялась в Доме кино. Собралось много народа, наша команда всем составом.

– И какова была его реакция?


Евгений Корзун возле кинокамеры "Дружба", которой снимал "Крестьянского сына". Фото Бориса Слепнева
– Хорошая. Немного расстроился, что не показали кадры, где он командует Парадом Победы. В целом картина произвела на него по-настоящему хорошее, человеческое впечатление. Он посмотрел на себя со стороны и увидел искренность неподдельную. Он доверился нам, и ему не было стыдно за результат, получилось все органично, без какой-либо показухи и парадности. Одна фраза: «Лягешь» и думаешь» чего стоит.

Человечище !

https://dzen.ru/a/Y-XaG4NA91p1t_ox?from_site=mail
  Ответить с цитированием