На рубеже X–XI веков жил в городке Помпозо Гвидо Аретинский - монах и руководитель хора. И вот однажды Гвидо изобрёл способ фиксации звуков графически.

Аретинцу пришла идея, что можно отмечать звуки заштрихованными квадратиками - нотами (от латинского слова nota– знак), размещая их на нотном стане, состоящем из параллельных линий.
Гвидо взял начальные слоги гимна в честь Иоанна Крестителя и дал этими слогами названия нотам – Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La, Si.
UT queant laxis (Чтобы слуги твои)
REsonare fibris (Голосами своими)
MIra gestorum (Смогли воспеть)
FAmuli tuorum (Деяния твои)
SOLve polluti (Очисти грех)
LAbii reatum, (С наших уст),
Sancte Iohanne (Святой Иоанн)
Позже название первого звука Ut заменили на Do (от латинского «Dominus» - «Господь»), так как в первоначальном виде он был не очень удобен для пропевания.
Ещё Гвидо создал и своеобразную систему наглядного обучения нотной грамоте, получившую название «гвидонова рука». Аретинский монах на фалангах и кончиках пальцев левой руки помещал изображения нот, правой же рукой во время исполнения музыки он показывал певчим, какой именно звук нужно петь в данный момент.

Поразительно, но музыкальная реформа, начатая Гвидо, смутила монастырскую братию, и он был изгнан из своей обители. Живя в Ареццо, он составил собственный "Антифонарий" (сборник католических песнопений), записанный нотами и представил этот труд самому папе Римскому Иоанну XIX. Тот пришёл в восторг и издал указ о распространении нотной записи повсеместно.
