Первый Спас называют Медовым,
потому что соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены,
и пасечники приступают к сбору.
Считалось, что если пчеловод не заломает сота,
то соседние пчёлы вытаскают весь мёд.
По традиции разрешалось есть освящённый мёд именно с этого дня.
«На первый Спас и нищий медку попробует!».
У пчеловодов был целый обряд освящения мёда в этот день.
С утра пчеловоды осеняли крёстным знамением ульи, выбирали среди них самый богатый по запасу мёда.
Выбрав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их, несли в церковь.
После обедни священник благословлял «новую новину» и освящал принесённый в сотах мёд,
а дьяк собирал «попову долю».
Часть освящённого мёда передавалась тут же нищим, поздравляющим пчеловодов с Медовым Спасом.
А затем праздник продолжался на пасеках, где собирались толпы ребят и подростков.
Они получали «ребячью долю», после чего пели:
Дай, Господи, хозяину многия лета,
Многия лета — долгие годы!
А и долго ему жить — Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,
Божьих пчёл водить, ярый воск топить —
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
Отца-мать кормить, малых детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, Господи, хозяину многия лета!
Мёд ели с хлебом или различными блюдами,
хмельной мёд пили на пирах,
на его основе делали множество безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи.
В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы,
той, что пчёлы собирают с цветов благоухания».
Селяне знали, что мёд обладает особой силой
и пригоден для лечения многих болезней
*****